дело № 5-40/2022
УИД 52RS0041-01-2022-000110-78
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Перевоз 30 августа 2022 года
Нижегородская область
Судья Перевозского районного суда Нижегородской области Миньков Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «СиАрСиСи Рус», ОГРН 1167746831317, ИНН/КПП 7730212723/773001001, юридический адрес: город Москва, вн. Тер. Г. Муниципальный округ Коньково, улица Обручева, дом №30/1, стр. 1, этаж №5, помещ. VIII, ком. 1-31,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД России Нижегородской области в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства иностранными гражданами по адресу: <адрес>, М-12 участок строящейся скоростной автомобильной дороги Москва-Нижний Новгород-Казань, вблизи поселка Дзержинского был выявлен факт неуведомления о заключении трудового договора на выполнение и оказание услуг работодателя ООО «СиАрСиСи Рус» с гражданином Узбекистана Абрахматовым Р. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Так, на момент проверки Абрахматов Р.М. осуществлял трудовую деятельность, являясь наемным рабочим ООО «СиАрСиСи Рус» в качестве подсобного рабочего, расположенном по вышеуказанному адресу.
В отношении юридического лица ООО «СиАрСиСи Рус» ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения по вопросам миграции МО МВД России «Перевозский» Мотовой О.В. составлен протокол об административном правонарушении № по ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении, представителю юридического лица ООО «СиАрСиСи Рус» по доверенности Завьялову Ю.В. разъяснены его процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, статьей 51 Конституции РФ, о чем свидетельствуют его подписи в соответствующих графах протокола. Копия протокола вручена, объяснения отобраны. Отводов и ходатайств не заявлено.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 статьи 18.15 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи районного суда на основании определения судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, принцип территориальной подсудности дела судье Перевозского районного суда Нижегородской области соблюден, протокол составлен правильно, иные приложенные к протоколу документы процессуальных нарушений к составлению не имеют, представленных материалов достаточно для рассмотрения дела по существу.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник ОВМ МО МВД России «Перевозский» Мотова О.В., представитель юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «СиАрСиСи Рус» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия должностного лица – начальника ОВМ МО МВД России «Перевозский» Мотовой О.В., представителя юридического лица Общества с ограниченной ответственностью СиАрСиСи Рус», поскольку их неявка не препятствует дальнейшему рассмотрению дела.
Исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно статье 2 которого разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Приказом МВД России от 30.07.2020 №536 утверждены, в том числе формы и порядки уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Указанный приказ вступил в силу с 01 января 2021 года.
Согласно пунктов 2 и 3 порядка подачи работодателями уведомления о заключении и прекращении трудового договора с иностранным гражданином, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора заполняются по формам, приведенным в приложениях №№7 и 8 к приказу, утверждающему настоящий Порядок, разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора не допускаются: зачеркивания, использование сокращенных слов (кроме официальных), аббревиатур (кроме официальных) и исправления.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ООО «СиАрСиСи Рус» был заключен трудовой договор № с гражданином Узбекистана Абрахматовым Р.М., согласно п.1.4. договора место работы определено: ООО «СиАрСиСи Рус», расположенное по адресу: г. Москва, улица Удальцова, вл. 65а (л.д. 35-39).
Уведомление о заключении с гражданином Узбекистана Абрахматовым Р.М. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ООО «СиАрСиСи Рус» по форме, утверждённой приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, получено ОВМ России по г. Москве по району Очаково-Матвеевское ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-44).
ДД.ММ.ГГГГ между работником гражданином Узбекистана Абрахматовым Р.М. и работодателем ООО «СиАрСиСи Рус» заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №р/21, согласно которому п. 1.4. трудового договора изложен в новой редакции: место работника определено ООО «СиАрСиСи Рус», расположенное по адресу: <адрес> (л.д.40).
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении усматривает в бездействии ООО «СиАрСиСи Рус» нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку ООО «СиАрСиСи Рус» при заключении дополнительного соглашения с гражданином Узбекистана Абрахматовым Р.М. ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ уведомление в адрес УВМ УМВД России по Нижегородской области не направляло.
Трудовой кодекс Российской Федерации содержит следующие положения. С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату; поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) - путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ; для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2); кроме того, работодатель вправе, по общему правилу - с письменного согласия работника, переводить его на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, либо переводить его на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1); в указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается. Изменение же определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом; соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72).
Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постановлением от 04 февраля 2020 года N 7-П констатировал, что часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - в их нормативной взаимосвязи и в системной связи с положениями трудового законодательства, определяющими порядок заключения и изменения трудового договора, - не могут быть истолкованы как предполагающие возложение на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о каждом факте поручения такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, поскольку это предполагает лишь изменение условий заключенного с иностранным гражданином трудового договора.
Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, не уведомление ООО «СиАрСиСи Рус» территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в срок до ДД.ММ.ГГГГ об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому гражданином Узбекистана Абрахматовым Р.М. осуществляется трудовая деятельность не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
На сновании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «СиАрСиСи Рус» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Перевозский районный суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Н. Миньков