55RS0007-01-2022-007630-03
Дело № 2-720/2023 (2-5715/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СТЛ к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о включении периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
СТЛ обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о включении периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование указала, что с 26.01.1996 является получателем трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 12 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 («О государственных пенсиях в Российской Федерации». Трудовой стаж истца на дату обращения в пенсионный орган составил 27 лет 2 месяца 07 дней, специальный стаж – 09 лет 04 месяца 24 дня. Период обучения в ординатуре с 01.09.1982 по 01.09.1984 не включен в специальный стаж истца.
С учетом изложенного, просила суд включить в специальный стаж истца период обучения в ординатуре с 01.09.1982 по 01.09.1984, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом спорного периода.
В судебном заседании истец СТЛ, ее представитель ЧМВ, действующая на основании доверенности (л.д. 5-6), исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области ВЕВ, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 01.01.2015 введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 26.01.1996 истцу назначена пенсия в связи с особыми условиями труда на основании пункта «а» статьи 12 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Трудовой стаж на дату обращения в пенсионный орган составил 27 лет 2 месяца 07 дней, специальный стаж – 09 лет 04 месяца 24 дня. Период обучения в ординатуре с 01.09.1982 по 01.09.1984 включен в трудовой стаж как период работы.
С 01.12.1997 произведен перерасчет по заявлению №3/1334 от 17.11.1997, в трудовой стаж учтен период работы с 16.01.1996 по 17.11.1997.
С 01.07.1999 произведен перерасчет по заявлению 3/141 от 11.06.1999, в трудовой стаж учтен период работы с 18.11.1997 по 11.06.1999.
С 01.02.2000 произведен перерасчет по заявлению №1/1 от 05.01.2000, в трудовой стаж учтен период работы с 12.06.1999 по 29.12.1999.
С 01.11.2001 произведен перерасчет по заявлению №1/131 от 10.10.2001, в трудовой стаж учтен период работы с 30.12.1999 по 02.10.2001.
С 01.04.2004 при проведении проверки пенсионных дел расчет пенсии произведен в более выгодном варианте по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не предусматривает включение в трудовой стаж периодов обучения, в том числе в ординатуре.
СТЛ, обращаясь в суд с настоящим иском, полагала, что действия пенсионного органа, выразившиеся в исключении из подсчета специального стажа истца периода обучения в ординатуре, нарушают ее право на пенсионное обеспечение в полном объеме, поскольку размер назначенной ей страховой пенсии занижен.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях в редакции, действующей на дату обращения с заявлением к ответчику, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 названной статьи.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановлен 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно,
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Кроме того, из разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Из трудовой книжки СТЛ, следует, что она принята с 01.09.1982 по 01.09.1984 Омский медицинский институт в качестве ординатора по специальности «нервные болезни» на кафедру нервных болезней (л.д. 7-14). СТЛ выдано удостоверение № 338 от 03.08.1984 о том, что она прошла подготовку с 1982 по 1984 гг. в клинической ординатуре при Омском ордене Трудового Красного знамени государственного медицинского института М.И. Калинина и закончила полный кус по специальности «нервные болезни» (л.д. 15).
Факт прохождения клинической ординатуры в спорный период - с 01.09.1982 по 01.09.1984 СТЛ подтверждается также архивной справкой №19/29 ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России от 01.02.2023.
Пунктом 2 статьи 3 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (архивами). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 15 Закона о страховых пенсиях, определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 01.01.2015, приведены формулы расчета.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о страховых пенсиях, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о страховых пенсиях, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015 с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о страховых пенсиях нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие исчисление размера трудовых пенсий, подлежат применению с 01.01.2015 в целях определения размера страховых пенсий. При осуществлении трудовой деятельности до 2015 года, сформированные пенсионные права граждан фиксируются, сохраняются и гарантированно исполняются, а также производится их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы).
Таким образом, при назначении страховых пенсий действующим законодательством определены два вида стажа: страховой стаж – для определения права на страховую пенсию, который учитывается на дату назначения пенсии, и общий трудовой (страховой) стаж – для определения размера пенсии, учитывается общий трудовой (страховой) стаж по состоянию на 01.01.2002.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ по состоянию на 01.01.2002 производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. Оценка пенсионных прав застрахованного лица осуществляется по наиболее выгодному варианту – либо по нормам п. 4 ст. 30 либо по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Каждый из вариантов оценки пенсионных прав при подсчете общего трудового и страхового стажа и заработка имеет свои особенности, которые прямо указаны в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Так, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится:
- по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ – в календарном порядке по их фактической продолжительности; без учета периодов подготовки к профессиональной деятельности (учебы);
- по нормам п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ – в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере; периоды учебы включаются в трудовой стаж, а периоды службы в Вооруженных Силах включаются в стаж в двойном размере. При исчислении размера расчетной пенсии в расчет принимается: - по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ – отношение заработков, которое рассчитывается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за 60 месяцев работы на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период; применяются понятия «средняя заработная плата по стране по состоянию на 31.12.2001»; введено ограничение соотношения заработков – 1,2. - по нормам п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ – не фактический, а «осовремененный» заработок, который рассчитывается путем увеличения фактического заработка на все полагающиеся по законодательству повышающие коэффициенты и индексы; применяются понятия «минимальный размер пенсии», «компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации», введено ограничение в размере расчетной пенсии.
В соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется как сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии и произведения индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. В соответствии со статьей 30 Федерального закона №173-ФЗ по состоянию на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. В этой связи в общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав включаются периоды работы и иной деятельности, имевшие место только до 01.01.2002. Продолжительность периодов, имеющих место после 01.01.2002, и заработок за периоды работы, имеющих место после 01.01.2002, в определении размера трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 не учитываются. В подсчет размера страховой части трудовой пенсии по старости включаются страховые взносы, начисленные на периоды работы, имеющие место после 01.01.2002, при этом страховые взносы связаны с заработком.
Как следует из материалов пенсионного дела истца, оценка ее пенсионных прав при подсчете общего трудового и страхового стажа и заработка произведена пенсионным органом по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть наиболее выгодному варианту расчета для истца, при котором период обучения истца не подлежит включению в специальный стаж истца.
Период обучения включается в стаж в случае определения расчетной пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ. При этом, максимальный размер расчетной пенсии по указанному пункту – 995,18 рублей, расчетный размер пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (без учета обучения) – 1 086,15 рублей, то есть вариант расчета по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ является наиболее выгодным для истца. Отношение по заработной плате к средней по стране за такой же период составило 1,0 при максимально возможном 1,2.
С 01.05.2022 истцу произведен перерасчет по заработной плате, на основании поступивших справок. Заработная плата истца учтена за период с 01.11.1989 по 31.12.1994, отношение по заработной плате к средней по стране за такой же период составило 1,147 при максимально возможном 1,2.
Разрешая требование истца о включении в специальный стаж периода обучения в ординатуре с 01.09.1982 по 01.09.1984, суд с учетом приведенных выше нормативных положений применительно к установленным по делу обстоятельствам приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. В противном случае, указанное приведет к ухудшению пенсионных прав истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░.