Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 г.
г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего-судьи Клюева С.Б.
При секретаре Рогаткове М.В.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 3а-1963/2023 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л :
Федеральное агентство лесного хозяйства (дпле также – административный истец) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения) просило признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области № 138 от 6 декабря 2013 г. в редакции решения Собрания представителей № 89 от 5 июля 2022 г., в части включения в границы п. Большой Иргиз земель лесного фонда Большеглушицкого участкового лесничества Большеглушицкого лесничества Самарской области, расположенных в квартале 20, в выделах: 3, 18-22, 24, 25, 76-79, 81.
Заявленные требования обоснованы тем, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенными Генеральным планом, установлено включение в границы п. Большой Иргиз лесных участков Большеглушицкого участкового лесничества Большеглушицкого лесничества Самарской области, расположенных на землях лесного фонда в выделах, перечисленных в административном исковом заявлении. При принятии решения не было обеспечено согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных земельных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Административный истец - Федеральное агентство лесного хозяйства, заинтересованное лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Относительно заявленных требований Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представило письменный отзыв.
Собрание представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области в своем отзыве заявленные требования признает в полном объеме и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Администрация сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, Администрация муниципального района Большеглушицкий Самарской области, Управление Росреестра Самарской области, привлеченные судом к участию в деле не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу о том, что заявленные Федеральным агентством лесного хозяйства требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Решением Собрания представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области от 6 декабря 2013 г. № 138 (далее также - Решение № 138) утвержден Генеральный план сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области (далее также – Генеральный план).
Представленными административным ответчиком по запросу суда документами подтверждается, что Решение № 138 принято в пределах его полномочий, в соответствии с компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
Решением Собрания представителей № 89 от 5 июля 2022 г. «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области» (далее также – Решение № 89) в Решение № 138 внесены изменения, согласно которым, в частности, уточнены границы п. Большой Иргиз, что следует из описания местоположения границ данного населенного пункта Раздел 2 «Сведения о местоположении границ населенного пункта».
Решение № 89 опубликовано в официальном печатном издании «Малоглушицкие вести» выпуск №30(400) от 5 июля 2022 г. и вступило в силу со дня опубликования (п. 5 Решения № 89).
Представленными административным ответчиком по запросу суда документами подтверждается, что Решение № 89 принято в пределах его полномочий, в соответствии с компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8, пунктом 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ), пунктом 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 8 ЗК РФ).
Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 264-ФЗ, действовавшей на момент принятия Решения № 89, согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществлялось в двухмесячный срок (за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи) со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 сентября 2023 г. N 45-П "По делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области" часть 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ) и часть 8 этой статьи (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу они: предполагают, что проект генерального плана муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда не считается согласованным до тех пор, пока главой муниципального образования не будет получено заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, содержащее положение о согласии с этим проектом, либо в согласительном или в судебном порядке не будет разрешен вопрос о необоснованности несогласия федерального органа исполнительной власти с этим проектом; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан направить главе муниципального образования заключение, содержащее положения о согласии с этим проектом или несогласии с ним с обоснованием причин такого решения, в установленный законом срок, а глава муниципального образования вправе требовать его предоставления, в том числе оспаривая в судебном порядке бездействие федерального органа исполнительной власти, участвующего в процедуре согласования; не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда, причем, если с утверждения соответствующего генерального плана прошло более года, суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения генерального плана в части включения земель (земельных участков из земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и прав частных лиц, включая право частной собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в данном Постановлении отметил, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, требований сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), - представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является как таковой федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; Определения от 27 июня 2000 г. N 92-О и от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 301-ФЗ) допускается, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ в ред. Федерального закона от 29 июня 2017 г. № 280-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
В период подготовки проекта изменений в Генеральный плана сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области действовало Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 (в редакции Постановления N 2260 от 24 декабря 2020 г.)
Пунктами 2 - 4, подпунктом "а" пункта 5 и пунктами 6 - 10 этого Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования. Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации 3-месячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчисляется со дня поступления в согласующий орган уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система).
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 и действовавшего в период принятия оспариваемого правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, включение спорных лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда, в границы земель населенных пунктов, предполагающее в связи с этим изменение их границ, могло произойти только при условии согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Между тем, условия согласования проекта генерального плана сельского поселения с Федеральным агентством лесного хозяйства не были соблюдены.
При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект оспариваемого генерального плана сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области представляться на утверждение Собранию представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области и утверждаться им не мог.
Установлено, что на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также – ЛК РФ) Российской Федерации на праве собственности принадлежат участки лесного фонда леса площадью 2030000 кв.м, расположенные по адресу: Самарская область, Большеглушиций район Малоглушицкое лесничество Большеглушицкого лесхоза, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 20 октября 2004 года.
В государственный лесной реестр включен лесной участок с кадастровым номером № площадью 5,2591 га, адрес (местоположение): <адрес>
В материалы дела представлена выполненная ФГБУ «Рослесинфорг» карта-схема графического совмещения материалов лесоустройства Большеглушицкого участкового лесничества с границами п. Большой Иргиз, установленными Генеральным планом сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, утвержденным Решением № 138 в редакции Решения № 89, из которой следует, что имеется пересечение границ земель лесного фонда с землями иных категорий в квартале 20, в выделах: 3, 18-22, 24, 25, 76-79, 81 Большеглушицкого участкового лесничества Большеглушицкого лесничества Самарской области.
В соответствии с частью 2 статьи 69 ЛК РФ в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и /или/ лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Местоположение границ земель из состава земель лесного фонда Большеглушицкого участкового лесничества Большеглушицкого лесничества Самарской области определено на основании выписки из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационных описаний.
Вопросы об установлении границ земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана, указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при подготовке проекта изменений в Генеральный план сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, и имеется документально подтвержденное наложение границ населенного пункта Большой Иргиз, включенного в состав указанного сельского поселения, в связи с этим имеются основания для удовлетворения требований административного истца.
В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется со дня его принятия, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требование Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области № 138 от 6 декабря 2013 г. в редакции решения Собрания представителей № 89 от 5 июля 2022 г., в части включения в границы п. Большой Иргиз земель лесного фонда Большеглушицкого участкового лесничества Большеглушицкого лесничества Самарской области, расположенных в квартале 20, в выделах: 3, 18-22, 24, 25, 76-79, 81.
Обязать Собрание представителей сельского поселения Малая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области опубликовать сообщение о решении суда в официальном печатном издании «Малоглушицкие вести» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.11.2023.