Мировой судья Малаева И.В. Дело №12-385/2022
Р Е Ш Е Н И Е
город Волгоград 13 мая 2022 года
Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда ФИО6,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСЖ «8-я Воздушная Ария 9А» ФИО1,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> – мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9А» ФИО1 прекращено, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> – мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении постановлением мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9А» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.9.22 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Дзержинский районный суд <адрес>, КаехтинаН.Ю. оспаривает законность и обоснованность постановления мирового судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о том, что при вынесении обжалуемого постановления судьей были неправильно определены обстоятельства и факты, имеющие значение для дела.
Кроме этого, ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для обжалования постановления мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление (решение) по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (решения).
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Учитывая изложенные в ходатайстве о восстановлении процессуального срока обстоятельства, а также последовательные действия ФИО1, направленные на реализацию права на обжалование постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении, считаю возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы.
ФИО1, несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явилась, и суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело без её участия.
Защитник ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ФИО4 в судебном заседании возражала против доводов изложенных в жалобе.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и объектами газораспределения и газопротребления Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО5 в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, а также письменного ходатайства об отложении слушания по делу не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – ФИО3, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
К событию административного правонарушения относится время совершения административного правонарушения, данное обстоятельство входит в предмет доказывания и подлежит выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245, основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпунктом "г" пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 1245).
В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ 05.02.1998 № 162, далее Правила поставки газа) поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Частью 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
По смыслу указанного положения организация обязана обеспечить подачу теплового ресурса абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи тепловой энергии организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно- энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно- энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе, гражданам-потреби гелям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа в случае задолженности по оплате газа предусмотрен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. N 1245 (далее - Правила).
Согласно п.п. «е» п.2 Правил основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно п.10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Пунктами 11-13 Правил предусмотрены следующие особенности.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
В случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.
Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124).
Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.
Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Из материалов дела следует и установлено мировым судьей, между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» («Поставщик») и ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9а» («Абонент») был заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 28.10.2015 № 09-5-37794/15.
Согласно договору (подпункт 2.1) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» приняло на себя обязательство осуществлять поставку газа в крышную котельную многоквартирного дома: <адрес>, а Абонент – принимать и оплачивать поставленный газ.
Из протокола об административном правонарушении №-гн от ДД.ММ.ГГГГ следует, что потребитель газа – ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9а» не исполнило обязательств по оплате газа поставщику – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направило уведомление об ограничении подачи (поставки) отбора газа №ИСХ-0010986/07 от ДД.ММ.ГГГГ, с 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9а» в связи с неисполнением последним обязательств по оплате поставленного газа, которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомление (повторно) от ДД.ММ.ГГГГ №ИСХ-0011648/07 – получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Задолженность на дату введения ограничения – ДД.ММ.ГГГГ составила 480810,29 рублей, задолженность на ДД.ММ.ГГГГ – 1 546549,34 рублей.
Признавая председателя ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9А» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья указал о наличии технической возможности у председателя ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9А» ФИО1 для снижения объемов потребляемого газа с целью исполнения уведомления об ограничении поставки газа, направленного ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
Между тем, мировым судьей не было учтено следующее.
В соответствии с ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, по настоящему делу годичный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ подлежал исчислению с ДД.ММ.ГГГГ - начало течения срока неисполнения возложенной обязанности, и истек ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии события или состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Поскольку на дату вынесения мировым судьей судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) срок давности привлечения председателя ТСЖ «8-я Воздушная Армия 9А» ФИО1 к административной ответственности по ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ истек, у мирового судьи не имелось законных оснований для правовой оценки действий привлекаемого к ответственности лица и высказывания суждений на предмет наличия либо отсутствия события или состава правонарушения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСЖ «8-я Воздушная Ария 9А» ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя ТСЖ «8-я Воздушная Ария 9А» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: ФИО6