Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-388/2018 ~ М-365/2018 от 25.09.2018

Дело №2а-388/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Большие Березники 25 октября 2018 года

Судья Большеберезниковского районного суд Республики Мордовия Колчина Л.А.,

с участием в деле: административного истца – Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Мордовия, его представителя – Старкиной Т.В., представившей доверенность от 10.01.2018 г.,

административного ответчика Сомова А.А.,

    рассмотрев в порядке упрощённого производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия к Сомову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

установил:

    Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Мордовия, обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что Сомов А.А. является налогоплательщиком транспортного налога, так как имеет в собственности следующее имущество: трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак , марка/модель К-744Р1, 2002 года выпуска, дата регистрации права 10.07.2012 года, дата утраты права 19.02.2018г.; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак , марка/модель КО-503В-2, VIN: , 2011 года выпуска, дата регистрации права 24.08.2011 года; трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак 3621МК13, марка/модель К-744Р2, 2012 года выпуска, дата регистрации права 26.10.2012 года, дата утраты права 31.01.2017 года и обязан платить установленный законом налог в установленные сроки. Обязанность по уплате транспортного налога на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, Сомовым А.А. выполнена не была, в связи, с чем образовалась задолженность по транспортному налогу за 2016г. в размере 21010 рублей 00 копеек, пени с 02.12.2017г. по 06.12.2017г. в сумме 28 рублей 89 копеек, а всего 21 038 рублей 89 копеек. Требования об уплате налога и пеней налогоплательщиком добровольно не исполнены. В связи с этим и поскольку судебный приказ от 05.03.2018 г. о взыскании с Сомова А.А. задолженности по транспортному налогу и пени, отменен определением мирового судьи судебного участка Большеберезниковского района Республики Мордовия от 27.03.2018 г., просит взыскать с Сомова А.А. (ИНН ) задолженность по транспортному налогу за 2016г. в размере 21 010 рублей 00 копеек, пени с 02.12.2017г. по 06.12.2017г. в сумме 28 рублей 89 копеек, а всего 21 038 рублей 89 копеек.

    На основании определения Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 16 октября 2018 года, административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия к Сомову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

    Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что Сомов А.А., на котором в том числе зарегистрированы транспортные средства: трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак марка/модель К-744Р1, 2002 года выпуска, дата регистрации права 10.07.2012 года, дата утраты права 19.02.2018г.; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак , марка/модель КО-503В-2, VIN: , 2011 года выпуска, дата регистрации права 24.08.2011 года; трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак , марка/модель К-744Р2, 2012 года выпуска, дата регистрации права 26.10.2012 года, дата утраты права 31.01.2017 года, признаваемые объектом налогообложения, признан налогоплательщиком транспортного налога и состоит на налоговом учете в МИФНС России №3 по Республике Мордовия (л.д.8-9).

    МИФНС России №3 по Республике Мордовия на основании сведений, представленных органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, исчислив подлежащую уплате налогоплательщиком Сомовым А.А. сумму транспортного налога, направила ему по почте заказным письмом налоговое уведомление №56678188 от 20.09.2017г. об уплате в том числе транспортного налога в сумме 21010 рублей 00 копеек в срок до 01.12.2017г. (л.д.10-11).

    Обязанность по уплате транспортного налога на основании налогового уведомления в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, Сомовым А.А. в полном объеме не исполнена.

    МИФНС России №3 по Республике Мордовия на сумму недоимки начислены пени, налогоплательщику Сомову А.А. по почте заказным письмом направлено требование №41842 по состоянию на 07 декабря 2017 г. об уплате недоимки и пеней в сумме 21 038 рублей 89 копеек в срок до 17 января 2018 г. (л.д.12-13).

    Требования об уплате недоимки и пеней Сомовым А.А. не исполнены, что послужило основанием обращения МИФНС России №3 по Республике Мордовия в суд с административным иском.

    Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

    Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом (статья 14), он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты (статья 356).

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358).

    Таким образом, устанавливая в главе 28 (статьи 357 и 358) Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, федеральный законодатель связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

    Порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа на основании сведений, которые представляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52, пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).

    Законом Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. №46-З «О транспортном налоге» в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г., срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, определен 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 3).

    В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

    Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 №20-П, Определение от 08.02.2007 №381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

    Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.     Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Таким образом, начисление пеней связано с несвоевременной уплатой налога в соответствующий бюджет.

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Из положений приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

    При рассмотрении дела установлено и не оспаривается, что налоговым органом своевременно приняты меры к принудительному взысканию не уплаченной налогоплательщиком в установленный срок суммы транспортного налога.

    Следовательно, право на взыскание пеней, начисленных на сумму недоимки, не утрачено.

    Требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, направляется налоговым органом налогоплательщику на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

    Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Таким образом, в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком требования об уплате пеней.

    Факт направления административному ответчику требований об уплате недоимки и пеней, начисленных на сумму недоимки, по почте заказным письмом административным истцом подтвержден.

    При таких обстоятельствах и поскольку налогоплательщик обязан уплатить транспортный налог и пени при наличии просрочки уплаты суммы налога, суд приходит к выводу о том, что с административного ответчика подлежат взысканию транспортный налог и пени, начисленные с причитающихся сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков.

    Представленный административным истцом расчет пеней судом проверен и признан правильным, пени начислены за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и определены в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пеней принята равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Возражений относительно представленного административным истцом расчета транспортного налога и пеней не поступило.

    Проверив соблюдение административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления о взыскании пеней, суд исходит из следующего.

    Взыскание налога и пеней с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

    В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    Принудительное взыскание налога и пеней с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац первый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

    В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    При рассмотрении дела установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сомова А.А. задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 21 010 рублей 00 копеек и пеней в сумме 28 рублей 89 копеек взыскатель (МИФНС России №3 по Республике Мордовия) обратился к мировому судье.

    Судебный приказ на основании заявления по требованию взыскателя МИФНС России №3 по Республике Мордовия о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеней, вынесенный мировым судьей судебного участка Большеберезниковского района Республики Мордовия 05.03.2018г., отменен определением мирового судьи судебного участка Большеберезниковского района Республики Мордовия от 27.05.2018 г. (л.д.15).

    Административный иск к административному ответчику Сомову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени административным истцом предъявлен в порядке административного судопроизводства 25.09.2018 г., то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

    В связи с этим суд приходит к выводу о том, что установленный срок подачи административного искового заявления административным истцом не пропущен.

    При таких обстоятельствах и поскольку факт несвоевременной уплаты административным ответчиком транспортного налога установлен, при наличии просрочки уплаты налога у налогового органа имелись предусмотренные законодательством о налогах и сборах основания для начисления пеней на сумму недоимки, меры к принудительному взысканию задолженности по транспортному налогу налоговым органом приняты своевременно, сумма недоимки налогоплательщиком не уплачена, порядок взыскания пеней, начисленных на сумму недоимки, налоговым органом соблюден, требования об уплате пеней административным ответчиком не исполнены (доказательств иного не представлено), право на принудительное взыскание пеней с административного ответчика не утрачено, суд приходит к выводу о том, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению.

    Принимая во внимание установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из требований закона, суд удовлетворяет административный иск и взыскивает с Сомова А.А. (ИНН задолженность по транспортному налогу за 2016г. в размере 21 010 рублей 00 копеек, пени в сумме 28 рублей 89 копеек, а всего 21 038 рублей 89 копеек.

    При рассмотрении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.

    Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета (часть 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, согласно которому (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

    В силу статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в том числе от государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса).

    Согласно пункту 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджет муниципального района (по месту совершения юридически значимых действий).

    В связи с этим государственная пошлина в размере 831 рубль 00 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов (доказательств иного не представлено), в доход бюджета муниципального района по месту рассмотрения административного дела.

    Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия к Сомову А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

    Взыскать с Сомова А.А. (ИНН ) задолженность по транспортному налогу за 2016г. в размере 21 010 (двадцать одна тысяча десять) рублей 00 копеек, пени в размере 28 (двадцать восемь) рублей 89 копеек, а всего 21 038 (двадцать одна тысяча тридцать восемь) рублей 89 копеек.

    Взыскать с Сомова А.А. в бюджет Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 831 (восемьсот тридцать один) рубль 00 копеек.

    Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

    Судья Л.А.Колчина

1версия для печати

2а-388/2018 ~ М-365/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Республике Мордовия
Ответчики
Сомов Алексей Анатольевич
Судья
Колчина Людмила Андреевна
Дело на странице суда
bolshebereznikovsky--mor.sudrf.ru
25.09.2018Регистрация административного искового заявления
25.09.2018Передача материалов судье
28.09.2018Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2018Подготовка дела (собеседование)
16.10.2018Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
25.10.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
25.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2019Дело оформлено
09.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее