Судья Анищенко Т.В.
Дело №71-176/2023
59RS0007-01-2021-009124-77
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 11 мая 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу Ташкиновой Светланы Алексеевны на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 06.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 06.03.2023 (резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2023) исполняющий обязанности министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Ташкинова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, Ташкинова С.А. просит об отмене данного постановления, указывая на отсутствие виновных действий с ее стороны.
В судебном заседании 4.04.2023, 18.04.2023, 11.05.2023 Ташкинова С.А., защитник Кудинова Е.В. жалобу поддержали.
Представитель ООО «***» Любимова Е.В., прокурор Поносов А.В. полагали привлечение должностного лица Ташкиновой С.А. к административной ответственности законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, в том числе допросив прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства М., исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, судья краевого суда приходит к следующему.
Прокуратура Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 32202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Как следует из пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу пунктов 1, 3 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции, действовавшей в значимый для данного дела период, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Пермского края по обращению ООО «***» проведена проверка исполнения Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края градостроительного законодательства при установлении в Генеральном плане города Перми, в Правилах землепользования и застройки города Перми функциональной и территориальной зон на земельных участках с кадастровыми номерами: **, **, **, **, **, **, **, **, **, иных земельных участках, расположенных в г. Перми, по ул. Ново-Гайвинская, 118 (далее Территория), в ходе которой установлено, что постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2022 №6380п признано утратившим законную силу решение Пермской городской Думы от 24.02.2021 №38 «О внесении изменений в Генеральный план города Перми, утвержденный решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №205» в части установления функциональной зоны рекреационных и специальных объектов Территории, при этом соответствующие изменения в карту функциональной зоны Генерального плана города Перми не внесены, в том числе по причине бездействия Министерства по подготовке проекта постановления о внесении изменений в Генеральный план города Перми. Решением Пермской городской Думы от 21.12.2011 №245 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года №143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми» в отношении Территории установлена зона Р-2 (зона рекреационных ландшафтных территорий), что противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 30, части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем Правила землепользования и застройки города Перми в указанной части решением Пермского краевого суда от 30.11.2020 №3а-1683/2022 признаны недействующими (в части земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **). До настоящего времени на части Территории установлена зона Р-2, на остальной части территории территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 30, части 3 статьи 31, части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края не исполнены соответствующие обязанности по приведению Правил землепользования и застройки г. Перми, карт градостроительного зонирования в соответствие с нормами законодательства. Также установлено, что 01.02.2022 в Министерство поступило обращение К. о внесении изменений в Генеральный план города Перми в отношении территории, ограниченной ул. Мраморной, ул. Краеведа Волегова, ул. Августовской в Мотовилихинском районе г. Перми, в ответе от 24.02.2022 сообщено о направлении представленной К. информации разработчикам проекта изменений в Генеральный план города Перми и Правила землепользования и застройки города Перми в рамках исполнения государственного контракта от 02.07.2021, что не соответствует одному из подлежащих принятию решений.
По результатам проверки заместителем прокурора Пермского края Ивановым А.В. в адрес Министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности В. внесено представление от 09.09.2022 №7-52-134-2022 об устранении нарушений градостроительного законодательства.
В соответствии с данным представлением необходимо безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры края, заранее уведомив о месте и времени рассмотрения; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: принять меры по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Перми, в том числе в карту функциональных зон, в Правила землепользования и застройки г. Перми, в том числе в карту градостроительного зонирования, с целью их проведения в соответствие с требованиями действующего законодательства; К. предоставить ответ в соответствии с требованиями части 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.13, 3.5 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 №88-П; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона заместителя начальника управления градостроительной деятельности г. Перми – начальника отдела градостроительного развития Министерства Б., иных должностных лиц; сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру края в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Данное представление поступило в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края 14.09.2022; 12.10.2022 исполняющим обязанности министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Ташкиновой С.А. на представление дан ответ, по результатам которого в отношении указанного лица как заместителя министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сделав вывод, что о наличии со стороны Ташкиновой С.А. как должностного лица, исполняющего обязанности министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, бездействия, выразившегося в непринятии необходимых и достаточных мер для исполнения представления прокурора о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Перми, в том числе, в карту функциональных зон, в Правила землепользования и застройки города Перми, в том числе в карту градостроительного зонирования, в отношении земельных участков, расположенных по ул. **** г. Перми, с целью их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях указанного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, судьей районного суда не было принято во внимание следующее.
Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве задач производства по делам об административных правонарушениях определяет всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 07.12.2020 № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» Правительство Пермского края осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: утверждает генеральный план Пермского городского округа, вносит в него изменения; утверждает правила землепользования и застройки Пермского городского округа, вносит в них изменения; утверждает положение о порядке подготовки генерального плана Пермского городского округа и порядок внесения в него изменений.
Исполнительный орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия в сфере градостроительства и архитектуры, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: принимает решения о подготовке проекта генерального плана Пермского городского округа, о внесении в него изменений, осуществляет подготовку генерального плана Пермского городского округа, внесение в него изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний (пункты 1, 2 части 2 статьи 2 названного Закона).
Исполнительным органом, наделенным отдельными полномочиями органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, которое принимает решения о подготовке проекта генерального плана Пермского городского округа, о внесении в него изменений, осуществляет подготовку генерального плана Пермского городского округа, внесение в него изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний (Постановление Правительства Пермского края от 22.12.2020 № 979-п «О наделении Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края отдельными полномочиями органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края», пункт 3.81.13 (2) Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 № 88-п).
Исходя из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, основанием для вынесения данного постановления в отношении должностного лица Ташкиновой С.А. являлось умышленное неисполнение требования, содержащегося в представлении от 09.09.2022, по принятию мер по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Перми, в том числе в карту функциональных зон, в Правила землепользования и застройки города Перми, в том числе в карту градостроительного зонирования, в отношении земельных участков по адресу: г. Пермь, ул. **** с целью из приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства. Иное должностному лицу Ташкиновой С.А. не вменялось, что следует из постановления от 30.11.2022 и судебного акта.
При этом ни при возбуждении дела об административном правонарушении заместитель прокурора края, ни при вынесении постановления судья районного суда не дали оценку представленной в ответе на представление информации об осуществлении процедуры внесения изменений в Генеральный план г. Перми и Правила землепользования и застройки в установленном порядке, о наличии государственного контракта от 92.07.2021 №01562000099210003150001 «На выполнение работы «Внесение изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки города Перми», в рамках указанных работ рассматривается вопрос о функциональном и территориальном зонировании.
Копия данного государственного контракта была представлена в краевой суд. Согласно контракту, заключенному государственным казенным учреждением Пермского края «Институт регионального и городского планирования» (заказчик, целью данного учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в сфере градостроительства и архитектуры - распоряжение Правительства Пермского края от 13.06.2019 № 117-рп «О создании государственного казенного учреждения Пермского края «Институт регионального и городского планирования» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Пермского края «Институт регионального и городского планирования») и муниципальным казенным учреждением «Институт территориального планирования» (подрядчик), последний обязался выполнить работу «Внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки города Перми»; объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определены Техническим заданием (приложение №1 к контракту), иными приложениями к контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Техническое задание предусматривает внесение изменений в Генеральный план г. Перми (проект Генерального плана), внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Перми (проект ПЗЗ), срок выполнения работ с даты подписания контракта до 31.10.2022, а также определяются календарным планом, являющимся приложением к контракту. При этом в техническом задании прописаны описание проектируемой территории с указанием ее наименования и основных характеристик, цели разработки и задачи проекта Генерального плана, проекта ПЗЗ, состав и порядок выполнения работ, из которых следует, что планируемые изменения затрагивают всю территорию Пермского городского округа, в том числе спорную Территорию, касаются всех частей как Генерального плана, так и Правил землепользования и застройки, включая карту функциональных зон, карту градостроительного зонирования.
Кроме того, на момент внесения представления по рассмотрению проекта о внесении изменений в Генеральный план города Перми состоялись публичные слушания (август 2022 года), при этом изменения в данный документ в части Территории были приняты в дальнейшем (30.12.2022) в том виде, в каком проект проходил публичные слушания, что в судебном заседании подтвердил представитель ООО «***».
Относительно того, что в части Территории вновь установлена функциональная зона природного экологического ландшафта, то в представлении заместителя прокурора указано на необходимость подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план города Перми и Правила землепользования и застройки города Перми.
Исходя из представленных документов, на момент внесения представления меры по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план города Перми и Правила землепользования и застройки города Перми Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края были приняты, о чем указано в ответе на представление.
Учитывая изложенное и с учетом содержащегося в представлении от 09.09.2022 требования вывод о совершении должностным лицом Ташкиновой С.А. административного правонарушения, ответственность за которое наступает в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует фактическим обстоятельствам, которым не дана, как указано выше, оценка при возбуждении дела об административном правонарушении, и не проверенным при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда от 06.03.2023 не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 06.03.2023 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Ташкиновой Светланы Алексеевны - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись