25RS0028-01-2023-000112-94
Дело № 2-54/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 г. п. Терней Тернейского района
Приморского края
Тернейский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Богомазова С.В.,
при секретаре Крутик С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Тернейского района Кадача А.С.,
представителя ответчика Администрации Тернейского муниципального округа Моисеенко Ю.С., действующую на основании доверенности № 10-по от 27.02.2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Тернейского муниципального округа Приморского края о возложении обязанностей по установке информационной таблички, устранении неисправностей оборудования, демонтажу пришедших в негодность элементов детской площадки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тернейского района Приморского края (далее по тексту прокурор) обратился в суд с иском к администрации Тернейского муниципального округа Приморского края (далее по тексту администрация) о возложении обязанностей по установке информационной таблички, устранении неисправностей оборудования, демонтажу пришедших в негодность элементов детской площадки.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, выявлены нарушения при владении объектами муниципальной собственности, составляющими детскую игровую площадку, расположенную по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70. В нарушение требований, установленных ГОСТ Р 52301-2013, ответчиком не установлена информационная табличка, содержащая номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, не устранены неисправности оборудования, снижающие безопасность. Проверкой выявлены нарушения, связанные с разрушением и поломкой элементов площадки, нарушения установки фундаментов, выразившиеся в их разрушении, выступании. Элементы оборудования детской площадки ввиду ветхости создают возможность застреваний тела, частей тела или одежды ребенка. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 29.09.2022 главе Тернейского муниципального округа внесено представление, ответ первого заместителя главы Тернейского муниципального округа на указанное представление сведений о мерах, принятых для устранения нарушений, не содержит. Согласно ответу администрацией в 2023 г. планируется часть детской площадки демонтировать, часть площадки отремонтировать в 2023 г., при этом финансирование на демонтаж детской площадки отсутствует. Ненадлежащее содержание администрацией Тернейского муниципального округа элементов детской игровой площадки, влечет за собой угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних. Просил возложить на администрацию Тернейского муниципального округа обязанности: в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку информационной таблички или доски, содержащей номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, на детской игровой площадке, расположенной по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70; в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить неисправности оборудования, снижающие безопасность на детской игровой площадке, расположенной по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70; в течение 1 месяца с момента вступления решения суда демонтировать пришедшие в негодность элементы детской площадки: п. Терней, ул. Партизанская, 70.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тернейского района Кадач А.С. исковые требования поддержал, пояснив, что прокуратурой проводилась проверка исполнения требований законодательства в сфере владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Исполнение требований ГОСТ при эксплуатации детских игровых площадок является обязательным в силу направленности его норм на обеспечение жизни и здоровья граждан. Заявил ходатайство об отказе от части исковых требований и прекращении производства по делу в части требований о возложении на администрацию Тернейского муниципального округа обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения суда демонтировать пришедшие в негодность элементы детской площадки в связи с добровольным исполнением ответчиком данного требования
Представитель ответчика администрации Тернейского муниципального округа Моисеенко Ю.С. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения старшего помощника прокурора Тернейского района, представителя ответчика, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Исходя из содержания статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального округа; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу этого Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.
Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСТом Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным приказом Росстандарта от 24 июня 2013 г. № 182-ст, и на основании п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ подлежат обязательному исполнению.
В соответствии с разделом 6 пункта 6.2 ГОСТ Р 52301 - 2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
Согласно пункту 7.1 ГОСТ Р 52301-2013, эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета: конструкции оборудования; требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем; установки, обслуживания и ремонта оборудования; климатических условий и условий эксплуатации оборудования.
В силу пункта 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Пунктом 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 установлено, что неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ Р 52301-2013 регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской" игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают, в том числе: обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей).
Приказом Госстандарта от 28.10.2013 № 1282-ст утвержден ГОСТ Р 55677- 2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования.
Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских спортивных площадок (далее - оборудование) для детей и подростков. Стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции оборудования и методы испытаний.
Пунктом 4.3. ГОСТ Р 55677-2013 установлены требования к качеству оборудования. Оборудование должно быть изготовлено из нерасщепляющейся древесины, не должно иметь на поверхности дефектов обработки (например заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Поверхности оборудования из других материалов (например, из стекловолокна) не должны иметь сколов. Шероховатые поверхности, способные нанести травму, не допускаются.
Согласно пунктов 4.4.1. и 4.4.2. ГОСТа подвижные и/или неподвижные элементы оборудования не должны образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застреваний тела, частей тела или одежды ребенка.
Не допускается застревание головы или шеи ребенка при движении головой вперед или при движении ногами вперед:
- в полностью замкнутых отверстиях, в которые может попасть пользователь головой или создавать возможность застреваний тела, частей тела или одежды ребенка.
Пунктом 4.11. ГОСТ Р 55677-2013 установлено, что фундаменты должны быть сконструированы таким образом, чтобы из-за них не возникала никакая опасность (возможность споткнуться, удариться). Должно быть гарантировано, что фундаменты не будут открыты для воздействия эрозии.
Из материалов дела следует, что детская спортивная площадка, расположенная по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70, является собственностью Тернейского муниципального округа, что не отрицается представителем ответчика.
29.09.2022 г. прокурором Тернейского района в адрес главы Тернейского муниципального округа внесено представление № 7-3/Прдп192-22-20050030 об устранении нарушений законодательства при организации спортивно-оздоровительного досуга несовершеннолетних. В данном представлении указано на нарушения при эксплуатации детской спортивной площадки по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70, главе муниципального округа предложено безотлагательно принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих, а также к недопущению подобного впредь.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, письмом № 391 от 18.11.2022 г. администрацией Тернейского муниципального округа сообщено прокурору о том, что уборка детских площадок, расположенных по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70, производится работником МКУ РЦНТ, часть детской площадки планируется к демонтажу на 2023 г., ремонт оставшейся части детской площадки также запланирован на 2023 г.
Актом осмотра указанной детской площадки от 30.03.2023 г., произведенным прокурором Тернейского района Коняхиным Е.П. в порядке контроля за устранением ранее выявленных нарушений, установлено, что эксплуатантом не осуществлена установка информационной таблички или доски, содержащей номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования; не устранены неисправности оборудования, снижающие безопасность, нарушения, указанные в представлении прокурора от 29.09.2022 № 7-3/Прдп192-22-20050030, не устранены.
Указанные нарушения подтверждаются изображениями фототаблицы.
Письмом № 76 от 30.03.2023 г. администрацией Тернейского муниципального округа сообщено прокурору о том, что финансирование на демонтаж детской площадки отсутствует. В апреле 2023 г. при уточнении бюджета Тернейского муниципального округа и краевого бюджета Приморского края планируется доведение лимитов из краевого бюджета на обустройство общественной территории, расположенной по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70, в рамках государственной программы «Формирование современной городской среды на 2021-2027 годы, подпрограммы «1000 дворов». После доведения лимитов и проведения аукциона на обустройство общественной территории, при проведении данных работ будет произведен демонтаж детской площадки.
В ходе выездного судебного заседания, проведенного по месту расположения детской площадки, нарушения в содержании и эксплуатации элементов площадки, указанные в исковом заявлении прокурора и представлении, подтвердились.
Таким образом, нарушения при эксплуатации детской игровой площадки по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70, указанные в представлении прокурора от 29.09.2022 г., до настоящего времени не устранены. Детская игровая площадка эксплуатируется с нарушениями требований ГОСТ Р 52301-2013 и ГОСТ Р 55677-2013, что угрожает безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних.
При этом исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований безопасности при эксплуатации детской игровой площадки не может быть поставлено в зависимость от наличия в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. Такая обязанность на ответчика возложена приведенными выше нормами законодательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска, суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Согласно ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Руководствуясь вышеприведенными положениями закона, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что выявленные нарушения носят существенный характер, несвоевременное принятие мер к их устранению может привести к причинению травм, вреда жизни и здоровью детей, учитывая, что несоблюдение требований безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, на охрану жизни и здоровья, а также учитывая признание представителем администрации Тернейского муниципального округа заявленных исковых требований, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований прокурора в полном объеме.
Устанавливая срок для исполнения решения, суд исходит из сути заявленных требований, объема необходимых работ для выполнения решения суда, в связи с чем срок, предложенный прокурором, суд считает обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Тернейского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Тернейского муниципального округа Приморского края, о возложении обязанностей по установке информационной таблички, устранении неисправностей оборудования - удовлетворить.
Обязать администрацию Тернейского муниципального округа Приморского края:
- в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести установку информационной таблички или доски, содержащей номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования, на детской игровой площадке, расположенной по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70;
- в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить неисправности оборудования, снижающие безопасность на детской игровой площадке, расположенной по адресу: п. Терней, ул. Партизанская, 70.
Производство по делу в части требования об обязании ответчика в течение 1 месяца с момента вступления решения суда демонтировать пришедшие в негодность элементы детской площадки: п. Терней, ул. Партизанская, 70, прекратить на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения через Тернейский районный суд.
Судья С.В. Богомазов