Судья: Викторова О.А. адм.дело № 33а-4825/2023
№ 2а-22/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.
судей Сивохина Д.А., Роменской В.Н.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шабановой Т.В. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10 января 2023 г. по административному делу № 2а-22/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Самарской области к Шабановой Т.В. о взыскании обязательных платежей,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец МИФНС России № 16 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Шабановой Т.В. о взыскании обязательных платежей, и просил суд с учетом уточненных административных исковых требований взыскать с административного ответчика Шабановой Т.В. задолженность по транспортному налогу за 2019 в размере 43 956 руб., пени в размере 3 869,35 руб.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 10 января 2023 г. административное исковое заявление МИФНС России № 16 по Самарской области к Шабановой Т.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам удовлетворены частично. С Шабановой Т.В. в пользу МИФНС России № 16 по Самарской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 43 956 руб., пени по транспортному налогу за 2019 г. в размере 1 879,12 руб., пени по транспортному налогу за 2014 г. в размере 713,29 руб., пени по транспортному налогу за 2015 г. в размере 764,72 руб., пени по транспортному налогу за 2016 г. в размере 558,12 руб., а всего 47 871,25 руб., а также в доход государства с Шабановой Т.В. взыскана госпошлина в размере 1 636,14 руб. (л.д. 162-171).
В апелляционной жалобе Шабанова Т.В. просит решение суда отменить в части взыскания транспортного налога в размере 42 015 руб., рассчитанного на транспортное средство «Ауди», так как транспортное оборудовано и используется инвалидом и находится в федеральном реестре инвалидов, и соответственно не является объектом налогообложения (л.д. 174).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено, что на имя Шабановой Т.В. были зарегистрированы:
- транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак № с ДД.ММ.ГГГГ снято с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ;
- транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, снято с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ;
- транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, снято с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ;
- транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В силу вышеуказанного, административный ответчик Шабанова Т.В. является налогоплательщиком транспортного налога, который она обязана уплачивать в соответствии с требованиями ст. 23 НК РФ.
Шабановой Т.В. было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 44 900 рублей, за транспортные средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> государственный регистрационный знак № <данные изъяты> государственный регистрационный знак № <данные изъяты> государственный регистрационный знак №
В связи с неоплатой в установленный законом срок налога, Шабановой Т.В. выставлено требование об уплате задолженности по транспортному налогу за 2019 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неоплатой указанной задолженности, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка судебного района г. Чапаевска Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шабановой Т.В. образовавшейся налоговой задолженности.
08.11.2021 мировым судьей судебного участка № судебного района г. Чапаевска Самарской области вынесен судебный приказ № о взыскании с Шабановой Т.В. в пользу МИФНС России № 16 по Самарской области в общей сумме 48 855, 59 рублей.
10.02.2022 по заявлению Шабановой Т.В. вышеуказанный судебный приказ отменен, что послужило основанием настоящего иска.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (до 24.12.2020 – 3 000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку сумма требования составляет более 10 000 рублей, налоговый орган обязан был обратиться в суд со взысканием задолженности в течение 6 месяцев со дня его исполнения, то есть не позднее 21.03.2022.
Заявление подано мировому судье 28.10.2021, т.е. в срок, установленный 48 НК РФ.
08.11.2021 мировым судьей судебного участка № судебного района г. Чапаевск был вынесен судебный приказ №, который по заявлению должника Шабановой Т.В. 10.02.2022 был отменен.
Таким образом, в Чапаевский городской суд Инспекция должна была обратиться в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, то есть не позднее 10.08.2022 года.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 11.08.2022, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.
Однако Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, указанное ходатайство судом первой инстанции рассмотрено, и удовлетворено. Суд принял во внимание, что пропуск установленного срока составляет 1 день, а также учитывает обстоятельства реорганизации и передачи функций по управлению долгом МИФНС № 23 России по Самарской области на основании письма ФНС России от 07.09.2021 №КЧ-4-8/12544@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021 № 01-04/230 и Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области, утвержденным приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 №01-04/237.
Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции, исходил из того, что Шабановой Т.В. не исполнено требование налогового органа об уплате транспортного налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Шабановой Т.В. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют.
Вместе суд первой инстанции указал, что размер пени по транспортному налогу за 2019 год подлежат снижению, так как должны исчисляться без учета транспортного средства <данные изъяты> г.н. № в части которого Инспекция отказалась от взыскания налога. Исходя из арифметических расчетов, с учетом размера задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 43 956 рублей, периода просрочки и ставки ЦБ, ко взысканию подлежат пени за 2019 год в размере 1 879 рублей 12 копеек.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, имеющие экономическое основание (пункты 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 1 статьи 38 названного кодекса).
Согласно вышеуказанным нормам объектами налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; не являются объектами налогообложения, автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (подпункт 2 пункта 2 статьи 358 НК РФ).
К специально оборудованным для использования инвалидами автомобилям относятся автотранспортные средства либо изначально выпущенные изготовителем и сертифицированные в качестве автотранспортных средств, предназначенных для использования непосредственно инвалидами, либо переоборудованные в дальнейшем для обеспечения возможности управления лицами с ограниченными физическими возможностями.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения подпункт 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку согласно ответу О МВД России по г. Чапаевску транспортное средство <данные изъяты>» зарегистрированное за Шабановой Т.В., не значится как транспортное средство, переоборудованное для передвижения инвалидов (л.д. 109).
При этом, как отмечено в письме Минфина России от 29 января 2019 года N 03-05-06-04/4853, подтверждением относимости автотранспортных средств к категории оборудованных для использования инвалидами являются соответствующие данные, вносимые в документацию автотранспортных средств компетентным регистрирующим органом, об изменениях конструкцию транспортных средств, установке дополнительного (навесного) оборудования (для обеспечения возможности управления лицами с ограниченными физическими возможностями).
Таким образом, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по обязательным платежам.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабановой Т.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: