К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 марта 2023 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах учащихся в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» к МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» об исключении требований, указанных в заключении психолого-педагогической комиссии и необходимости обеспечения несовершеннолетних, обучающихся в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» ассистентами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Майкопский городской суд с иском в интересах учащихся в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» к МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» об исключении требований, указанных в заключении психолого-педагогической комиссии и необходимости обеспечения несовершеннолетних, обучающихся в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» ассистентами.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Хот С.А. и председателя РО ВОРДИ РА, по вопросу отсутствия в МКОУ «Школа для детей с ОВЗ» должностей ассистента для оказания помощи детям. В результате данной проверки было установлено, что согласно штатному расписанию в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» должность ассистента не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного просит суд обязать Муниципальное казенное общеобразовательного учреждение «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» обеспечить обучающихся, которым, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии Республики Адыгея, предусмотрена помощь ассистента, ассистентами.
В судебном заседании, помощник прокурора <адрес> ФИО2, дала пояснения согласно описательной части решения, поддержала исковые требования в полном объеме. Просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика, МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями», уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания предоставила в суд возражение на исковое заявление в котором указала, что в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» по состоянию на 06.03.2023г., в соответствии с заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Адыгея о создании специальных условий для получения образования 14 обучающихся нуждаются в предоставлении услуг ассистента (помощника). Из них 9 человек находятся на домашнем обучении (приказ № от 06.03.2023г.), а именно: 2Б класс - ФИО5, Тесликов А, ЗА класс - ФИО6, ЗБ класс - ФИО7, ФИО8, 4Б класс - ФИО9, ФИО10, ФИО11, 6В класс - ФИО12 Для остальных учащихся (5 учащихся) организован ассистент (помощник) с 06.03.2023г. (по трудовому договору на должность ассистента (помощника) в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» принята ФИО3 В настоящее время незакрытыми вакансиями ассистента (помощника) остаются 2 ставки. Также указала, что школа выполнила требования статьи 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Адыгея и все ученики, нуждающиеся в сопровождении ассистента (помощника) в настоящий момент обеспечены его услугами (1А класс - ФИО13, 2Б класс - ФИО14, ФИО15, ЗА класс - ФИО16, 4Б класс - Хот Б.).
Представитель третьего лица – Администрации МО «<адрес>» в суд не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Выслушав мнение помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Хот С.А. и председателя РО ВОРДИ РА, по вопросу отсутствия в МКОУ «Школа для детей с ОВЗ» должностей ассистента для оказания помощи детям.
В соответствии с пунктом 39 раздела 3 приказа Минпросвещения РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным - общеобразовательным программам - образовательным программам, начального общего, основного общего и среднего общего образования" при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице – ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с органичными возможностями здоровья.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.
Пунктом 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В ходе проведенной проверки установлено, что согласно штатному расписанию в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» должность ассистента не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье общающихся при освоении образовательной программы, в том Цисле при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В силу ч. 2 ст. 79 ФЗ «Об образовании» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Прокуратурой <адрес> 20.10.2022г. внесено представление в адрес директора МКОУ «Школа для детей с ОВЗ», однако, согласно информации Комитета по образованию Администрации муниципального образования «<адрес>», нарушений до настоящего времени не устранены.
Согласно Закону № и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе № и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – приказ №) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.
Согласно информации Комитета по образованию Администрации МО «<адрес>» в 2022-2023 учебном году в МКОУ «Школа для детей с ОВЗ», согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии Республики Адыгея, 13 обучающимся требуется тьютерское сопровождение, 14 обучающимся необходима помощь ассистента.
Вместе с тем, в ходе проверки по обращениям прокуратурой города установлено, что в МКОУ «Школа для детей с ОВЗ» несмотря на необходимость наличия ассистентов для помощи детям с ОВЗ, в настоящее время указанные штатные единицы отсутствуют, что нарушает права несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора <адрес> в интересах в интересах учащихся в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» к МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» об исключении требований, указанных в заключении психолого-педагогической комиссии и необходимости обеспечения несовершеннолетних, обучающихся в МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями» ассистентами, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательного учреждение «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» обеспечить обучающихся, которым, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии Республики Адыгея, предусмотрена помощь ассистента, ассистентами.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
Решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись М.И. Катбамбетов
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-27
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.