№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2023 года г. Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Хайировой С.И.,
при секретаре Юровой А.И.,
с участием истца помощника прокурора Каменского района Тульской области Косинова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Водотеплосети» Каменского района, администрации муниципального образования Каменский район Тульской области о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
истец прокурор Каменского района Тульской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Водотеплосети» Каменского района и администрации муниципального образования Каменский район Тульской области о возложении обязанности в срок до 30.06.2024 восстановить канализационную сеть, расположенную по адресу: Тульская область, Каменский район, с.Архангельское, ул.Колхозная, вблизи дома №9.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Каменского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального образования Каменский район, в ходе которой установлено, что по ул. Колхозная с. Архангельское Каменского района, вблизи дома №9 из канализационного колодца происходит разлив сточных вод, непосредственно на рельеф местности, а именно под бугор. Указанный колодец вблизи дома №9 по ул. Колхозная с.Архангельское Каменского района и участок канализационных сетей, примыкающих к данному колодцу переданы в хозяйственное ведение МУП «ВТС» Каменского района. По данному факту прокурором Каменского района 19.04.2023, с целью устранения нарушений действующего законодательства, в адрес директора МУП «ВТС» Каменского района внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Представление рассмотрено, согласно ответа директора МУП «ВТС» Каменского района устранить нарушения не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств. Как показали дополнительные проверки от 25.05.2023, 08.06.2023 нарушения не устранены, а именно по ул. Колхозная с. Архангельское Каменского района, вблизи д.9 из канализационного колодца происходит разлив сточных вод, непосредственно на рельеф местности, а именно под бугор. Выявленные нарушения создают угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Указанные нарушения, а также непринятие мер по восстановлению канализационной сети, не будет отвечать установленным целям и задачам национального проекта «Экология», что в дальнейшем может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
В ходе рассмотрения дела судом истец прокурор Каменского района тульской области уточнил исковые требования и просил суд обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водотеплосети» Каменского района и администрацию муниципального образования Каменский район Тульской области в срок до 30.06.2024 выполнить работы по восстановлению канализационной сети, расположенной по адресу: Тульская область, Каменский район, с.Архангельское, ул.Колхозная, вблизи дома №9, а именно устройство канализационных колодцев в количестве 2 штук, прокладку канализационной трубы протяженностью 40 метров, устройство люка в выгребную яму.
Ответчик Муниципальное унитарное предприятие «Водотеплосети» Каменского района в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, директор Авдеев О.А. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указал, что исковые требования признает.
Ответчик администрация муниципального образования Каменский район в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указала, что исковые требования признает.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица.
Истец помощник прокурора Каменского района Тульской области Косинов С.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил суд иск удовлетворить.
Выслушав позицию истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно требованиям 4.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, сбросы химических веществ, в том числе веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1.1.28 «МДК 3-02.2001 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования;
Пунктом 3.2.13 указанных Правил предусмотрено, что наружный осмотр сети производят не реже одного раза в два месяца путем обходов трасс, линий сети и осмотров внешнего состояния устройств и сооружений на сети без опускания людей в колодцы и камеры.
Согласно п. 3.2.14 Правил, при наружном осмотре линий сети проверяется внешнее состояние колодцев, наличие и плотность прилегания крышек: целостность люков, крышек, горловин, скоб и лестниц путем открывания крышек колодцев с очисткой от мусора, степень наполнения труб, наличие подпора (излива на поверхность), засорений, коррозии и других нарушений, видимых с поверхности земли.
На территории Тульской области действует национальный проект «Экология».
В состав указанного национального проекта входит региональный проект «Чистая страна», целью которого является снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, а также несанкционированных свалок в границах населенных пунктов.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Каменский район Тульской области по адресу: Тульская область, Каменский район, с.Архангельское, ул.Советская, д.33 находится Муниципальное унитарное предприятие «Водотеплосети» Каменского района, (сокращенное наименование МУП «ВТС» Каменского района).
Согласно Уставу МУП «ВТС» Каменского района, утвержденному постановлением администрации муниципального образования Каменский район от 19.05.2015 №146, указанное юридическое лицо является коммерческой организацией, не наделённой правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Каменский район. Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет администрация муниципального образования Каменский район.
В судебном заседании установлено, что колодец в близи дома №9 по ул.Колхозная с. Архангельское Каменского района и участок канализационных сетей, примыкающих к данному колодцу являются муниципальной собственностью и переданы в хозяйственное ведение МУП «ВТС» Каменского района на основании договора о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на право хозяйственного ведения от 01.06.2015.
Согласно акту осмотра от 11.07.2023 накопитель канализационных отходов (выгребная яма) расположен на расстоянии 40 метров от колодца канализационной сети по направлению на северо-восток.
14.04.2023 прокуратурой Каменского района Тульской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального образования Каменский район, в ходе которой установлено, что по ул. Колхозная с. Архангельское Каменского района, вблизи д.9 из канализационного колодца происходит разлив сточных вод, непосредственно на рельеф местности, а именно под бугор.
19.04.2023 прокурором Каменского района Тульской области в адрес директора МУП «Водотеплосети» Каменского района внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
Из ответа директора МУП «Водотеплосети» Каменского района от 19.05.2023 следует, что участок сети водоотведения по ул.Колхозная с Архангельское оказался в перечне переданного в хозяйственное ведение МУП «ВТС» Каменского района после проведенной ревизии. Деятельность в виде начисления услуги водоотведения абонентам ул.Колхозной не осуществляется. Устранить правонарушение указанное в представлении МУП «ВТС» Каменского района не предоставляется возможным в ввиду отсутствия необходимых денежных средств для строительства отстойника (выгребной ямы). Информация по возникшей потребности была доведена до администрации МО Каменский район. Муниципалитет проводит работу по включению в реестр объектов водоотведения Тульской области в первоочередном порядке нуждающихся в обслуживании и ремонте, реконструкции/строительстве данного объекта водоотведения (отстойника). За допущенные нарушения мастеру ВКХ и БОС ФИО5 объявлено замечание.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается актами проверок от 25.05.2023, 08.06.2023, проведенными помощником прокурора Каменского района Косиновым С.С. и не оспаривалось ответчиками.
Актом дополнительного осмотра от 11.07.2023 установлено, что накопитель канализационных отходов (выгребная яма) расположен на расстоянии 40 метров от колодца канализационной сети по направлению на северо-восток.
Выявленные нарушения создают угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
Указанные нарушения, а также непринятие мер по восстановлению канализационной сети, не будет отвечать установленным целям и задачам национального проекта «Экология», что в дальнейшем может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ доказательств соблюдения требований природоохранного законодательства, суду представлено не было.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчиками не приняты надлежащие меры к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в том числе, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом характера и объема необходимых работ, суд полагает разумным установить срок до 30.06.2024. Доказательств необходимости установления иного срока суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30.06.2024 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ №9, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 2 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 40 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.09.2023
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░