Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-427/2014 ~ М-364/2014 от 30.06.2014

Дело №2-427/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2014 года село Ольховка

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой О.А.,

при секретаре Никифоровой О.А.,

с участием заявителя Шабанова В.И.,

заинтересованных лиц Бессонова А.И., Гончарова П.А., Квиринга А.Р., Буланова Ю.А., Малых А.Г., Семенчук В.В., Козловой Г.Н.,

главы Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Богуслова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шабанова Виктора Ивановича о признании незаконным решения сельской Думы Солодчинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на сельскую Думу Солодчинского сельского поселения обязанности отменить решение о самороспуске,

у с т а н о в и л :

Шабанов В.И. обратился в суд с указанным заявлением, указал, что ДД.ММ.ГГГГ сельская Дума Солодчинского сельского поселения Ольховского района приняла решение о самороспуске. Данное решение опубликовано в районной газете «Ольховские вести» ДД.ММ.ГГГГ. Считает данное решение не законным, поскольку вопрос о самороспуске не был поставлен в повестку дня заседания сельской Думы ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в решении указывается, что оно принято в связи с добровольным сложением полномочий депутатами, однако, представили письменные заявления только четверо из 10 депутатов сельской Думы, от остальных депутатов заявления не поступали. Также в голосовании о самороспуске принимали участие депутаты, сложившие с себя полномочия досрочно. Более того, вел заседание глава поселения Богуслов Н.В., который в силу п. 1 ст. 30 Устава Солодчинского сельского поселения не является ни председателем, ни заместителем Солодчинской сельской Думы. Просит признать решение Солодчинской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Солодчинскую сельскую Думу отменить решение о самороспуске.

Шабанов В.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, пояснил, что в повестку дня должны были включить вопрос о рассмотрении заявлений четырех депутатов о сложении полномочий и разрешить его по существу. Решать вопрос о самороспуске сельской Думы при наличии заявлений от депутатов о сложении полномочий вообще нельзя, поскольку при выходе этих депутатов из Думы, остается менее 2/3 депутатов от их установленного числа и Дума является неправомочной, а соответственно должна быть признана таковой по решению суда. Однако ДД.ММ.ГГГГ Богуслов Н.В., который несмотря на положения Устава Солодчинского сельского поселения, фактически председательствовал на заседании Думы, спросил депутатов Новикова А.В., Буланова Ю.А., Гончарова П.А. и Квиринга А.Р., не намерены ли они отозвать заявления о сложении своих полномочий, депутаты свои заявления поддержали, после чего перешли к решению вопроса о самороспуске сельской Думы. Кроме того, как пояснили депутаты, подавшие заявление о сложении полномочий? основанием к такому решению явилось несовпадение сроков выборов главы сельского поселения и сельской Думы.

Глава Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области Богуслов Н.В., в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, указав, что действительно в начале июня 2014 года к нему поступили заявления от четырех депутатов Новикова А.В., Буланова Ю.А., Гончарова П.А. и Квиринга А.Р. о сложении своих полномочий, на заседании Думы ДД.ММ.ГГГГ он, исполняя обязанности председателя Думы, огласил данные заявления и в рамках рассмотрения заявлений депутатами было принято решение о самороспуске Думы, за которое проголосовали 7 депутатов из присутствующих 8. Он в голосовании участия не принимал, поскольку не является депутатом. В повестку дня был включен вопрос «выборы», считает, что в рамках данного вопроса были рассмотрены заявления депутатов Новикова А.В., Буланова Ю.А., Гончарова П.А. и Квиринга А.Р. о сложении полномочий, при этом ни один из депутатов, голосовавших за утверждение повестки дня, не заявил о необходимости внесения в повестку дня изменений. Действительно в нарушение Устава Солодчинского сельского поселения сельской Думой ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о возложении полномочий председателя сельской Думы на него как главу сельского поселения. Сделано это с целью экономии денежных средств, поскольку в бюджете не были заложены деньги на выплату зарплаты председателю Думы в случае избрания его из числа депутатов, он же исполняя данные полномочия дополнительной платы не получал.

Заинтересованные лица Бессонов А.И., Гончаров П.А., Квиринг А.Р., Буланов Ю.А., Малых А.Г., Семенчук В.В., Козлова Г.Н., являвшиеся депутатами Солодчинской сельской Думы, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, пояснив, что считают решение Солодчинской сельской Думы о самороспуске законным. Также депутаты подтвердили, что в нарушение положений действующего Устава Солодчинского сельского поселения полномочия председателя сельской Думы были возложены на главу Солодчинского сельского поселения Богуслова Н.В. с целью экономии денежных средств, а также по причине правового незнания. При этом Богуслов Н.В. участия в голосовании не принимал, только вел заседание Думы, поэтому избрание исполнение им полномочий председателя Думы не влияет на законность принятого Думой решения. То обстоятельство, что на повестку дня не был поставлен вопрос о рассмотрении заявлений четырех депутатов о сложении полномочий, не влияет на решение Думы о самороспуске, поскольку депутаты Гончаров П.А., Квиринг А.Р., Буланов Ю.А., Малых А.Г., Семенчук В.В. и Козлова Г.Н. полагали, что данный вопрос можно рассматривать в рамках третьего вопроса повестки дня «выборы», а депутат Бессонов А.И. считал, что вопрос о сложении полномочий депутатами и самороспуске Думы относится к четвертому вопросу повестки «разное».

Заинтересованное лицо Новиков А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом по телефону, заинтересованное лицо Миронов М.А. согласно справки директора МБОУ «Солодчинская СОШ» находится в отпуске с выездом за пределы Солодчинского сельского поселения. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии Новикова А.В. и Миронова М.А..

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Гарантированное часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.

В соответствии с ч. 6 ст. 36 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек.

Согласно ч. 1 ст. 26 Устава Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, сельская Дума Солодчинского сельского поселения состоит из 10 депутатов сельской Думы Солодчинского сельского поселения, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года.

ДД.ММ.ГГГГ в сельскую Думу Солодчинского сельского поселения были избраны следующие депутаты: Бессонов А.И., Гончаров П.А., Квиринг А.Р., Буланов Ю.А., Новиков А.В., Малых А.Г., Миронов М.А., Семенчук В.В., Шабанов В.И. и Козлова Г.Н..

ДД.ММ.ГГГГ депутаты Новиков А.В., Гончаров П.А. и Квиринг А.Р. обратились с заявлением к председателю сельской Думы Солодчинского сельского поселения с заявлением о сложении своих полномочий. ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным заявлением обратился депутат Буланов Ю.А..

Подпунктом 2 пункта 10 ст. 40 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. В связи с этим сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата. Участниками судебного разбирательства не оспаривался тот факт, что заявления о сложении своих полномочий подписаны депутатами Новиковым А.В., Гончаровым П.А., Квиринг А.Р. и Булановым Ю.А. добровольно. При этом не имеют значения мотивы, которыми руководствовались депутаты при написании данных заявлений, поскольку законодатель не предусмотрел наличия каких-либо конкретных причин для волеизъявления депутата о сложении полномочий.

Нормами ч. 1 ст. 35 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен нижний предел численности депутатов представительного органа местного самоуправления, при котором он будет считаться легитимным – не менее двух третей от установленной численности депутатов. Эта норма численности распространяется на весь период функционирования Совета.

В связи с этим Сельская Дума Солодчинского сельского поселения может функционировать как представительный орган местного самоуправления при условии, что его численность не должна быть менее 7 депутатов.

В соответствии с ч. 16 ст. 35 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 31 Устава Солодчинского сельского поселения (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ) полномочия сельской Думы Солодчинского сельского поселения прекращается в том числе в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее, чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов сельской Думы Солодчинского сельского поселения. Таким образом решение о самороспуске могло быть принято сельской Думой Солодчинского сельского поселения с мотивировкой о добровольном сложении полномочий депутатами, если из состава Думы добровольно вышло 4 и более депутатов и за указанное решение о самороспуске проголосовало не менее 7 депутатов.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ принято решение сельской Думы Солодчинского сельского поселения о самороспуске сельской Думы в связи с добровольным сложением полномочий депутатами.

Из протокола заседания сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за указанное решение проголосовало 7 из присутствующих 8 депутатов, один депутат, а именно заявитель Шабанов В.И., проголосовал против самороспуска. Данное обстоятельство подтверждено всеми участниками процесса.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при численности депутатов сельской Думы в 10 человек, за самороспуск Думы проголосовало 7 человек, что составляет 2/3 от установленного числа депутатов, необходимых для принятия решения о самороспуске сельской Думы Солодчинского сельского поселения. Отсутствующий на заседании ДД.ММ.ГГГГ депутат Семенчук В.В., в судебном заседании также пояснил, что в случае его присутствия на заседании, он также проголосовал бы за самороспуск сельской Думы. В связи с этим по вопросу самороспуска Думы не выяснена позиция лишь одного депутата Миронова М.А., который находится в отпуске за пределами сельского поселения. Однако позиция данного депутата с учетом того, что из оставшихся депутатов против самороспуска выступил лишь Шабанов В.И., не могла повлиять на результат голосования по вопросу самороспуска сельской Думы.

Довод заявителя Шабанова В.И. о том, что в голосовании не имели право принимать участие депутаты, подавшие заявление об отставке не основаны на нормах закона. Так пунктом 11 ст. 40 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В связи с этим до принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата, депутат вправе осуществлять свои полномочия. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось Шабановым В.И., решений о принятии отставки депутатов Новикова А.В., Гончарова П.А., Квиринга А.Р. и Буланова Ю.А. Солодчинской сельской Думой до ДД.ММ.ГГГГ не принималось. Согласно ч. 17 ст. 35 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В связи с этим лишь после принятия сельской Думой решения о самороспуске были прекращены полномочия всех ее депутатов, в том числе и заявивших о сложении полномочий. Анализ п. 11 ст. 40, п. 17 ст. 35 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 1 ст. 31 Устава Солодчинского сельского поселения (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ) позволяет сделать вывод, что решение о самороспуске Солодчинской сельской Думы должно быть принято 2/3 от установленного числа депутатов, то есть включая депутатов, которые подали заявление о досрочном сложении своих полномочий.

При таком положении довод Шабанова В.И. о том, что подача депутатами заявления о досрочном прекращении полномочий препятствует их участию в голосовании при принятии решения о самороспуске Думы, основан на неправильном толковании закона.

Также несостоятелен довод Шабанова В.И. о том, что обжалуемое решение является не законным, поскольку вопрос о самороспуске не был поставлен в повестку дня заседания сельской Думы ДД.ММ.ГГГГ. Так, из протокола заседания сельской Думы Солодчинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ действительно следует, что вопрос о самороспуске Думы в повестку дня включен не был, равно как и не был включен вопрос о рассмотрении заявлений депутатов Новикова А.В., Гончарова П.А., Квиринга А.Р. и Буланова Ю.А. о сложении полномочий. В соответствии со ст. 19 Регламента сельской Думы Солодчинского сельского поселения, после открытия заседании и оглашения вопросов, предварительно внесенных в повестку, могут быть поданы и другие предложения и замечания. Однако как следует из протокола заседания Думы от ДД.ММ.ГГГГ, после того, как председателем Думы были оглашены заявления депутатов Новикова А.В., Гончарова П.А., Квиринга А.Р. и Буланова Ю.А. все из присутствующих 8 депутатов голосовали по вопросу самороспуска сельской Думы, при этом предложений об уточнении повестки ни от одного из депутатов не поступило, то есть последние не воспользовались своим правом о включении вопроса о самороспуске Думы в повестку дня. Более того, как пояснили присутствующие на судебном заседании депутаты они заблуждались относительно необходимости включения данного вопроса в повестку дня, полагая, что данный вопрос может быть рассмотрен в рамках вопросов «выборы» или «разное». С учетом этого, а также того обстоятельства, что регламент сельской Думы Солодчинского сельского поселения не предусматривает положений, запрещающих принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, суд полагает, что невключение данного вопроса в повестку дня не является нарушением процедуры принятия решения о самороспуске Думы.

Что касается доводов Шабанова В.И. о незаконности обжалуемого решения в связи с тем, что заседание Думы вел глава поселения Богуслов Н.В., то суд приходит к следующему. Действительно в соответствии с ч. 1 ст. 30 Устава Солодчинского сельского поселения с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, председатель сельской Думы Солодчинского сельского поселения избирается из числа депутатов сельской Думы Солодчинского сельского поселения на срок ее полномочий тайным голосованием. Вместе с тем, из решения сельской Думы Солодчинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на первом собрании сельской Думы принято решение о возложении исполнения полномочий председателя сельской Думы Солодчинского сельского поселения третьего созыва на главу Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Богуслова Н.В.. Данное решение противоречит положениям устава, однако не обжаловалось, отменено не было, в связи с чем фактически с ДД.ММ.ГГГГ на заседаниях сельской Думы Солодчинского сельского поселения фактически председательствовал Богуслов Н.В., являющийся главой Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, иной председатель избран не был. Вместе с тем, то обстоятельство, что глава поселения исполнял полномочия председателя Думы ввиду правового незнания депутатами сельской Думы положений Устава, не влияет на законность принятого Думой решения о самороспуске, поскольку Богуслов Н.В. участия в голосовании не принимал, лишь огласил поступившие на его имя заявления депутатов о сложении своих полномочий. Более того решение о самороспуске является ненормативно- правовым актом, а действующее законодательство не предусматривает нарушение процедуры принятия ненормативно правового акта в качестве безусловного основания для отмены принятого решения.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Поскольку судом установлено, что решение о самороспуске сельской Думы Солодчинского сельского поселения принято уполномоченным органом при наличии к тому необходимых оснований, в решении данного вопроса приняло 8 из 10 избранных депутатов, за принятие решения проголосовало 7 депутатов, что составило более 2/3 от установленного числа депутатов, то факт председательствования на заседании главы поселения не влияет на законность принятого решения и не может являться основанием к отмене данного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Шабанова Виктора Ивановича о признании незаконным решения Сельской Думы Солодчинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Сельскую Думу Солодчинского сельского поселения обязанности отменить решение о самороспуске – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его мотивированной части в окончательной форме через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья: О.А. Грошева

2-427/2014 ~ М-364/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шабанов Виктор Иванович
Другие
Гончаров Павел Александрович
Малых Алевтина Геннадьевна
Козлова Галина Николаевна
Квиринг Александр Рудольфович
Солодчинская сельская Дума Ольховского района Волгоградской области
Буланов Юрий Александрович
Семенчук Василий Васильевич
Бессонов Александр Иванович
Судья
Грошева Оксана Александровна 594
Дело на странице суда
olhov--vol.sudrf.ru
30.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2014Передача материалов судье
30.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2014Судебное заседание
09.07.2014Судебное заседание
11.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2014Дело оформлено
22.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее