Дело № 2- 3840\ 2023
10RS0011-01-2023-004407-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2023 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золочевской Инги Сергеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого стажа. Истец не согласен с данным решением, просит обязать ответчика включить в северный стаж не включенные ответчиком периоды: отпуск по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в Петрозаводском ГОРПО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы у ИП ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Коммунсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «Юниор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО5 и назначить досрочную страховую пенсию по достижению ею 50 лет; обязать ответчика произвести расчет пенсии за весь период положенной пенсии и выплатить ее со всеми перерасчетами.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Петрозаводское городское потребительское общество.
ДД.ММ.ГГГГ судом приняты изменения исковых требований в части, согласно которым истец просит включить в стаж работы для назначения пенсии период работы у ИП ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в ООО «Юниор» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, считает исключение из стажа периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обоснованным, предприятие работало и оплачивало налоги в ПФ.
Истец в судебном заседании требования с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзыва по иску не представлено.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела в отношении истца, приходит к следующим выводам.
Золочевская И.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно записям трудовой книжки на имя истца в период с 01.01.ё1994 по ДД.ММ.ГГГГ работала у ИП ФИО4 главным бухгалтером; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ООО «Юниор» в должности главного бухгалтера; с ДД.ММ.ГГГГ по22.10.1\2012 работала продавцом-кассиром у ИП ФИО5
25.04.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.32 и п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 07.08.2019 № 174503\19 истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого для установления страховой пенсии по старости стажа работы: в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 11 лет 6 месяцев 21 день при требуемом 17 лет; стажа работы в районах Крайнего севера составляет 1 год 11 месяцев 14 дней при требуемом 12 лет; в районах Крайнего севера ч учетом периодов работы в местностях, приравненных к ним, составляет 10 лет 7 месяцев 14 дней, что меньше требуемого 15 лет; страховой стаж 22 года 04 месяца 13 дней ( с учетом периодов учебы, ухода за детьми до 3-х лет и 70 дней до их рождения) при требуемом стаже – 20 лет; требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
При этом, из Решения усматривается, что истцу учтены в страховой стаж и в стаж работы в МКС периоды ухода за детьми в возрасте до 3-х лет и 70 дней до их рождения; не учтены периоды работы у ИП ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как сведения индивидуального персонифицированного учета в пенсионный орган не были представлены. Истец работала в качестве главного бухгалтера, соответственно, в силу должностных обязанностей предоставление соответствующих сведений об уплате страховых взносов являлось обязанностью истца.
Также истцу не учтены в страховой стаж и в стаж работы в МКС периоды работы в ООО «Коммунсервис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку начисление и уплата страховых взносов в ПФ не производилась. В данном предприятии истец также работала главным бухгалтером. В материалах наблюдательного дела ООО «Коммунсервис» имеется расчетная ведомость по страховым взносам за подписью истца, из которой следует, что заработная плата за спорные периоды не начислялась.
Не учтены истцу в стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Юниор» так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета не представлены в ПФ; иных письменных доказательств, подтверждающих факт работы и получение заработной платы (трудовой договор, расчетные листки и т.д.) истцом не представлено. Материалы наблюдательного дела в отношении ООО «Юниор» таких доказательств также не содержат.
Не учтены истцу в стаж работы в МКС период ч ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО5, так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены страхователем без подтверждения территориальных условий. Истцов в силу ст. 56 ГПК РФ соответствующих письменных доказательств не представлено.
Иные, заявленные истцом периоды, ответчиком учтены.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 (в 2019г.) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 (в 2019 г.) женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Приложению 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ в 2019г. возраст, по достижении которого возникает право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, увеличивается на 12 месяцев.
При этом, в соответствии с п.З. ст.10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к Федеральному закону N 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п.1,2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, после - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи, осуществляющие прием граждан на работу по трудовому договору, обязаны представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору.
Согласно ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда сведения о периодах деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда. Основным документом, подтверждающим периоды работы после регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, является выписка из лицевого счета застрахованного лица.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
При этом в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином соответствующих доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на включение спорных периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Между тем, соответствующих доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено. Наличие записей в трудовой книжке истца не является при указанных обстоятельствах достаточным основанием для включения заявленных периодов работы в страховой стаж и в МКС, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающего указанный период работы, страхователем не представлены.
Поскольку истцом, с учетом правил, установленных ст. 67 ГПК РФ, не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, правовых оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе о назначении пенсии в связи с отсутствием достаточного стажа, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Золочевской Инги Сергеевны (СНИЛС №) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В. Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 26 июля 2023 года.