Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4107/2022 ~ М-3465/2022 от 08.08.2022

Дело

УИД 51RS0001-01-2022-005006-48

Решение в окончательной форме изготовлено 25.10.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 октября 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Линчевской М.Г.,

при секретаре Щебловой Я.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Октябрьского округа г. Мурманска в защиту интересов Гребенюк Олеси Александровны, Лентиной Алины Дмитриевны, Лентиной Марии Дмитриевны, Лентина Александра Дмитриевича к Администрации г. Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска, действуя в интересах Гребенюк Олеси Александровны, Лентиной Алины Дмитриевны, Лентиной Марии Дмитриевны, Лентина Александра Дмитриевича обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности произвести определенные действия. В обоснование заявленных требований указывает, что на основании Постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членом её семьи в общую долевую собственность бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> и автодорогу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-граница с Королевством Норвегия в Первомайском административном округа города Мурманска. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>. Вместе с тем, до настоящего времени, указанный земельный участок коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен, что в свою очередь не позволяет гражданам в полной мере реализовать свое право пользования земельным участком, создает препятствия в индивидуальном жилищном строительстве. Просит суд обязать администрацию г. Мурманска обеспечить земельный участок коммунальной инфраструктурой, а именно объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подъездными путями, дорожной инфраструктурой, инженерными сетями в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Бугайчук И.И. настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным основаниям.

Истцы Гребенюк О.А., Лентина А.Д., Лентина М.Д., Лентин А.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв.

Представитель третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска Афанасьев А.Ю. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время заключен договор с государственным областным унитарным предприятием «Мурманскводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ ХВ по технологическому присоединению к централизованной системе холодного водоснабжения 80 земельных участков, образованных в соответствии с Проектом межевания и планировки в кадастровом квартале , Первомайского административного округа г. Мурманска. Датой выполнения работ по проекту договора является ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица КРГХ администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извеен надлежащим образом, направил в суд отзыв.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно положениям подпунктов 24, 29 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 3.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в мурманской области» формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес> и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 3 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, утвержденного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» установлено, что: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, осуществляется уполномоченным <адрес> исполнительным органом государственной власти <адрес> Министерством строительства <адрес>; формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов и городских поселений.

Пунктом 4.1 Порядка определено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что на основании Постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Гребенюк О.А. и членом её семьи в общую долевую собственность бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001318:88, расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> и автодорогу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-граница с Королевством Норвегия в Первомайском административном округа города Мурманска.

Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>.

Вместе с тем, до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001318:88, расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> и автодорогу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-граница с Королевством Норвегия в Первомайском административном округа города Мурманска, коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен.

Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории <адрес>, находящиеся в государственной собственности <адрес>, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО, для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, в силу вышеприведенных ном права, земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Из положений пунктов 4, 5 части 1 статьи 14 названного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Согласно пункту 2 вышеуказанных Требований, программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Согласно пункту 5 Требований, при разработке программы необходимо учитывать показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, планируемых сроков реализации застройки в соответствии с генеральным планом поселения и генеральным планом городского округа; учитывать показатели надежности функционирования каждой системы коммунальной инфраструктуры, перспективы их развития, а также показатели качества коммунальных ресурсов; определять мероприятия, направленные на качественное и бесперебойное обеспечение электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения новых объектов капитального строительства.

Финансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, осуществляется в рамках государственной программы <адрес> «Комфортное городское жилье и городская среда» (Постановление правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), подпрограммы «Жилье».

В соответствии с постановление администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ , заказчиком (координатором) муниципальной программы города Мурманска «Градостроительная политика» на 2018-2024 годы является комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.

Целью и основными мероприятиями данной муниципальной программы является образование земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям, обеспечение объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на обеспечение коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям, предусмотрено финансирование, суд признает обоснованными исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о возложении обязанности обеспечить земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала , с кадастровым номером 51:20:0001318:88, расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> и автодорогу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-граница с Королевством Норвегия в Первомайском административном округа города Мурманска коммунальной инфраструктурой, а именно объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подъездными путями, дорожной инфраструктурой, инженерными сетями в соответствии с «Проектом планировки и проектом межевания территории.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Доказательств принятия действенных мер для обеспечения реальной нуждаемости в обеспечении земельного участка семьи истца, коммунальной и дорожной инфраструктурой ответчиком суду не представлено. При этом, право гражданина в такой ситуации не может быть поставлено в зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного самоуправления и государственной власти, участником которых он не является.

Поскольку земельный участок, предоставленный многодетной семье истца, на момент его выделения и до настоящего времени не снабжен необходимой коммунальной и дорожной инфраструктурой (а именно, отсутствует объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездные пути), что не позволяет использовать данный участок в целях индивидуального жилищного строительства, заявленные требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание социальную значимость разрешаемого спора, длительность нарушения прав граждан, отсутствие в деле доказательств объективности причин таких нарушений со стороны ответчика, суд признает возможным установить срок, в течение которого земельный участок обеспечить коммунальной инфраструктурой, а именно объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подъездными путями, дорожной инфраструктурой, инженерными сетями в соответствии с «Проектом планировки и проектом межевания территории в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Гребенюк Олеси Александровны, Лентиной Алины Дмитриевны, Лентиной Марии Дмитриевны, Лентина Александра Дмитриевича, к Администрации г. Мурманска о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Мурманска в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала , с кадастровым номером 51:20:0001318:88, расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> и автодорогу Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-граница с Королевством Норвегия в Первомайском административном округа города Мурманска выделенный Гребенюк Олеси Александровны, Лентиной Алины Дмитриевны, Лентиной Марии Дмитриевны, Лентина Александра Дмитриевича, коммунальной инфраструктурой, а именно объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подъездными путями, дорожной инфраструктурой, инженерными сетями в соответствии с «Проектом планировки и проектом межевания территории.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.Г. Линчевская

2-4107/2022 ~ М-3465/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Гребенюк Олеся Александровна
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманск
Ответчики
Администрация города Мурманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Линчевская Мария Геннадьевна
Дело на сайте суда
okt--mrm.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее