Дело № 2-1-74/2024 года 40RS0008-01-2023-000391-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,
при секретаре Фоминой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
19 января 2024 года
гражданское дело по иску Шоршиной М. А. к начальнику Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Шеставиной Е. Г., судебным приставам-исполнителям Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Ахрамову А. В., Демянюк С. Ю., Жуковскому РОСП УФССП России по Калужской области, УФССП России по Калужской области, ФССП России, банку ВТБ (публичное акционерное общество) о признании незаконным бездействия судебного пристава, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
15 марта 2023 года Шоршина М.А. обратилась в суд с иском к начальнику Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Шеставиной Е.Г., судебным приставам-исполнителям Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Ахрамову А.В., Демянюк С.Ю., Жуковскому РОСП УФССП России по Калужской области, УФССП России по Калужской области, ФССП России, банку ВТБ (публичное акционерное общество) о признании незаконным бездействия судебного пристава, выразившегося в не направлении в ее адрес копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня следующего за днем его вынесения заказной почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении; снятии ареста с банковского счета, возврате на банковский счет незаконно удержанных судебным приставом денежных средств; прекращении исполнительных производств; удалении с сайта httр://fssprus.ru/ информации об истце; о возложении на банк ВТБ (публичное акционерное общество) обязанности вернуть незаконно списанные денежные средства с банковского счета открытого для получения детских пособий; взыскании с банка ВТБ (публичное акционерное общество) компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что на исполнении в Жуковском РОСП УФССП России по Калужской области находятся исполнительные производства № 24802/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24859/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 128357/22/40030-ИП от 26 декабря 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 128358/22/40030-ИП от 26 декабря 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 22407/20/40030-ИП от 07 мая 2020 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 45974/21/40030-ИП от 09 сентября 2021 года, № 68399/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68409/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68467/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68547/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 76884/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77200/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77386/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77387/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77702/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 55109/22/40030-ИП от 20 июля 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 45994/22/40030-ИП от 10 июня 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 86674/22/40030-ИП от 14 октября 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 17052/22/40030-ИП от 15 марта 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 17051/22/40030-ИП от 15 марта 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор). Исполнительные производства возбуждены незаконно, исполнительные документы не соответствуют требованиям статьи 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Федеральный закон № 229-ФЗ), в нарушение положений статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства отсутствуют, копии постановлений о возбуждении исполнительного производства судебным приставом в адрес истца не направлялись, срок для добровольного исполнения не предоставлялся, с банковского счета для получения детских пособий незаконно списаны денежные средства.
Определением суда от 28 августа 2023 года иск оставлен без рассмотрения. Определением суда от 30 октября 2023 года данное определение отменено, производство по делу возобновлено.
В судебное заседание истец Шоршина М.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчики начальник Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Шеставина Е.Г., судебные приставы-исполнители Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Ахрамов А.В., Демянюк С.Ю., представители административных ответчиков Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области, УФССП России по Калужской области, ФССП России, банка ВТБ (публичное акционерное общество), представители третьих лиц ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области, УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель ответчика банка ВТБ (публичное акционерное общество) представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении иска отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Из дела видно, что 08 сентября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 45974/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 19 мая 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210550040940 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 27 октября 2021 года. 12 октября 2021 года, 19 октября 2021 года, 07 июня 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 13 июня 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 13 июня 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
27 октября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 68399/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 22 июля 2021 года, выданного УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве по делу № 18810177210722571914 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 27 октября 2021 года. 28 октября 2021 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
27 октября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 68409/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 22 июля 2021 года, выданного УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве по делу № 18810177210722572759 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 27 октября 2021 года. 28 октября 2021 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
27 октября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 68467/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 22 июля 2021 года, выданного УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве по делу № 18810177210722571817 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 28 октября 2021 года, 04 апреля 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
27 октября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 68547/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 18 июля 2021 года, выданного УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве по делу № 18810177210780910424 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 28 октября 2021 года, 15 ноября 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 76884/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 23 августа 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210854091405 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 07 июня 2022 года, 08 июня 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 26 сентября 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 26 сентября 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 77200/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 11 августа 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210842069957 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 07 июня 2022 года, 25 июня 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 26 сентября 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 26 сентября 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 77386/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 22 июля 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210753013522 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 07 июня 2022 года, 25 июня 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 77387/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 22 июля 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210753009770 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 21 февраля 2022 года, 07 июня 2022 года, 08 июня 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 августа 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 77702/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 10 июня 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210641010564 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Сведения о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом истцу отсутствуют. 21 февраля 2022 года, 07 июня 2022 года, 25 июня 2022 года, 18 ноября 2022 года судебным приставом вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 июля 2023 года судебным приставом вынесены постановления об отмене постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации. 17 июля 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что с банковского счета истца списание денежных средств в указанном выше размере не производилось.
Из материалов дела видно, что 17 октября 2019 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 62060/19/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 14 мая 2019 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области по делу № 18810132190514110147 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 17 октября 2019 года. 22 ноября 2019 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
17 августа 2020 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 37455/20/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 13 мая 2020 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140200513014150 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 17 августа 2020 года. 31 мая 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
14 мая 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 24799/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 15 октября 2019 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области по делу № 18810132191015165575 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 14 мая 2021 года. 02 марта 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
14 мая 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 24802/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 29 октября 2020 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области по делу № 18810132201029109350 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 14 мая 2021 года. 22 декабря 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
14 мая 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 24859/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 29 октября 2020 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области по делу № 18810132201029109350 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 14 мая 2021 года. 22 декабря 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
14 мая 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 24860/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 15 октября 2019 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Брянской области по делу № 18810132191015165575 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 14 мая 2021 года. 02 марта 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнительного документа. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 77317/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 10 августа 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210841036230 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 23 ноября 2021 года. 06 сентября 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона № 229-ФЗ.
23 ноября 2021 года на основании постановления судебного пристава в отношении истца возбуждено исполнительное производство № 78190/21/40030-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении от 01 июня 2021 года, выданного ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Калужской области по делу № 18810140210632051830 о назначении истцу наказания в виде административного штрафа в размере 800 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 23 ноября 2021 года. 29 июня 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона № 229-ФЗ.
Из текста указанных выше постановлений о возбуждении исполнительного производства следует, что истцу установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, истец предупреждена о взыскании исполнительского сбора.
В связи с неисполнением требований судебного пристава последним вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора от 21 ноября 2019 года в рамках исполнительного производства № 62060/19/40030-ИП, от 20 августа 2020 года в рамках исполнительного производства № 37455/20/40030-ИП, от 15 июня 2021 года в рамках исполнительного производства № 24860/21/40030-ИП, от 15 июня 2021 года в рамках исполнительного производства № 24799/21/40030-ИП, от 15 июня 2021 года в рамках исполнительного производства № 24802/21/40030-ИП, от 15 июня 2021 года в рамках исполнительного производства № 24859/21/40030-ИП, от 21 февраля 2022 года в рамках исполнительного производства № 78190/21/40030-ИП, от 21 февраля 2022 года в рамках исполнительного производства № 77317/21/40030-ИП.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 21 ноября 2019 (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 07 мая 2020 года возбуждено исполнительное производство № 22407/20/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 07 мая 2020 года. 07 июля 2020 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 20 августа 2020 года (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 10 июня 2022 года возбуждено исполнительное производство № 45994/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 10 июня 2022 года. 25 ноября 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 15 июня 2021 года (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 15 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство № 17051/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 15 марта 2022 года. 20 июня 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 15 июня 2021 года (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 15 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство № 17052/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 15 марта 2022 года. 20 июня 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 21 февраля 2022 года (исполнительский сбор 421 рубль 51 копейка) судебным приставом 20 июля 2022 года возбуждено исполнительное производство № 55109/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 20 июля 2022 года. 25 ноября 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 21 февраля 2022 (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 14 октября 2022 года возбуждено исполнительное производство № 86674/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 14 октября 2022 года. 22 декабря 2022 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 15 июня 2021 года (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 26 декабря 2022 года возбуждено исполнительное производство № 128357/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 26 декабря 2022 года. 22 мая 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
На основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 15 июня 2021 года (исполнительский сбор 1 000 рублей) судебным приставом 26 декабря 2022 года возбуждено исполнительное производство № 128358/22/40030-ИП. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом направлена истцу простой почтовой корреспонденцией 26 декабря 2022 года. 22 мая 2023 года судебным приставом вынесено постановление об окончании исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ. Из материалов исполнительного производства следует, что удержаний денежных средств в указанном выше размере не производилось.
Разрешая требование о признании незаконным бездействия судебного пристава, выразившегося в не направлении в адрес истца копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня следующего за днем его вынесения заказной почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 118-ФЗ) система принудительного исполнения Российской Федерации включает: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и его подразделения; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и их подразделения.
Согласно статье 6.5 Федерального закона № 118-ФЗ на органы принудительного исполнения возлагаются задачи по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В силу статьи 5 Федерального закона № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» утверждено Положение о ФССП России, Приказом ФССП России от 30 апреля 2020 года № 351- Положение об УФССП России по Калужской области, Приказом УФССП России по Калужской области от 09 июня 2021 года № 123- Положение о Жуковском РОСП УФССП России по Калужской области (далее по тексту Положения).
Согласно Положениям ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
УФССП России по Калужской области является территориальным органом ФССП России, действующим на территории Калужской области.
Жуковское РОСП УФССП России по Калужской области является самостоятельным структурным подразделением УФССП России по Калужской области.
Основными задачами органов принудительного исполнения являются организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В своей деятельности органы принудительного исполнения руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу положений статьи 13, пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций, в процессе принудительного исполнения судебных актов принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статьи 121 Федерального закона № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде; действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).
Исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 6 настоящей статьи, а также в случаях, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
При этом к исполнительным документам в силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 229-ФЗ относятся судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Обязанность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения установлена нормой частью 1 статьи 24 Федерального закона № 229-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 229-ФЗ извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи. Извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).
При этом, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» такое извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона № 229-ФЗ устанавливает, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судом законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее по тексту Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Федерального закона № 229-ФЗ сроки.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ).
В силу статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судебный пристав-исполнитель, прежде чем принять решение о взыскании исполнительского сбора, должен выяснить причины неисполнения должником исполнительного документа добровольно. Только при наличии неопровержимых доказательств извещения должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, истечении срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, а также отсутствия уважительных на то причин судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о взыскании исполнительского сбора и привести его в исполнение посредством взыскания соответствующей суммы денежных средств.
В соответствии с пунктами 2.4.1, 2.4.2 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России 07 июня 2014 года (далее по тексту Методические рекомендации), уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции- взыскания исполнительского сбора.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Федерального закона № 229-ФЗ.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50, в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; этот срок не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. В течение срока для добровольного исполнения не допускается применение мер принудительного исполнения.
В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, в отношении должника в соответствии со статьей 112 Федерального закона № 229-ФЗ судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока устанавливается исполнительский сбор, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50, по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из содержания указанных норм следует, что своевременное вручение постановления о возбуждении исполнительного производства с указанием в нем срока для добровольного исполнения исполнительного документа, реальное предоставление должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа, являются необходимыми условиями, при наличии которых возможно применение статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ.
Анализируя представленные доказательства, учитывая приведенные выше нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав правомерно возбудил исполнительные производства № 24802/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24859/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 45974/21/40030-ИП от 09 сентября 2021 года, № 68399/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68409/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68467/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68547/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 76884/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77200/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77386/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77387/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77702/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 62060/19/40030-ИП от 17 октября 2019 года, № 37455/20/40030-ИП от 17 августа 2020 года, № 24799/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24860/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 77317/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 78190/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года. Исполнительные документы- постановления по делу об административном правонарушении, предъявленные к исполнению, отвечали требованиям статьи 13 Федерального закона № 229-ФЗ.
Довод истца о том, указанные исполнительные производства возбуждены незаконно, поскольку отсутствуют заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства, суд отклоняет, как не основанный на законе, в частности части 5 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ.
Ссылка истца на то, что она транспортным средством не управляла, направлена на преодоление вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, на основании которых судебным приставом возбуждены исполнительные производства, что не допустимо.
Утверждения истца о незаконности постановлений о возбуждении исполнительного производства по названным исполнительным производствам носят произвольный характер, на какие-либо конкретные основания для отказа в возбуждении исполнительных производств, предусмотренные статьей 31 Федерального закона № 229-ФЗ, последняя не ссылается.
Из дела видно, что доказательств, подтверждающих факт направления по исполнительным производствам № 24802/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24859/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 45974/21/40030-ИП от 09 сентября 2021 года, № 68399/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68409/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68467/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68547/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 76884/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77200/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77386/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77387/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77702/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 62060/19/40030-ИП от 17 октября 2019 года, № 37455/20/40030-ИП от 17 августа 2020 года, № 24799/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24860/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 77317/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 78190/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года копии постановления о возбуждении исполнительного производства в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 24, частью 17 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, пунктами 2.4.1, 2.4.2 Методических рекомендаций, материалы дела не содержат.
Таким образом, при отсутствии осведомленности истца о наличии исполнительных производств у судебного пристава отсутствовали основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора и возбуждении исполнительных производств № 128357/22/40030-ИП от 26 декабря 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 128358/22/40030-ИП от 26 декабря 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 22407/20/40030-ИП от 07 мая 2020 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 55109/22/40030-ИП от 20 июля 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 45994/22/40030-ИП от 10 июня 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 86674/22/40030-ИП от 14 октября 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 17052/22/40030-ИП от 15 марта 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 17051/22/40030-ИП от 15 марта 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным в случае, если таким бездействием нарушены права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из дела видно, что исполнительные производства № 24802/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24859/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 45974/21/40030-ИП от 09 сентября 2021 года, № 68399/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68409/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68467/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68547/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 76884/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77200/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77386/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77387/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77702/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года окончены в связи с истечением срока давности исполнительного документа, исполнительные производства № 128357/22/40030-ИП от 26 декабря 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 128358/22/40030-ИП от 26 декабря 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 22407/20/40030-ИП от 07 мая 2020 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 55109/22/40030-ИП от 20 июля 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 45994/22/40030-ИП от 10 июня 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 86674/22/40030-ИП от 14 октября 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 17052/22/40030-ИП от 15 марта 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор), № 17051/22/40030-ИП от 15 марта 2022 года (предмет исполнения: исполнительский сбор)- на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ, удержаний по указанным выше исполнительным производствам не производилось. При таких обстоятельствах, не смотря на то, что имеет место со стороны судебного пристава нарушение части 3 статьи 24, части 17 статьи 30, статей 105,112 Федерального закона № 229-ФЗ, пунктов 2.4.1, 2.4.2 Методических рекомендаций, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий для удовлетворения заявленного требования: несоответствие действий (бездействия) судебного пристава нормативным правовым актам, регулирующим возникшие правоотношения, и нарушение данными действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов истца.
Разрешая требования о снятии ареста с банковского счета, возврате на банковский счет незаконно удержанных судебным приставом денежных средств, возложении на банк обязанности вернуть незаконно списанные денежные средства с банковского счета открытого для получения детских пособий, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Согласно статье 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу частей 2, 4 статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 229-ФЗ взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого установлен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в частности, статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Взыскание не может быть обращено на пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 12 части 1 статьи 101 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно положениям статьи 81 Федерального закона № 229-ФЗ постановление о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебный пристав-исполнитель направляет в банк или иную кредитную организацию.
Из дела видно, что по исполнительным производствам № 24802/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 24859/21/40030-ИП от 14 мая 2021 года, № 45974/21/40030-ИП от 09 сентября 2021 года, № 68399/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68409/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68467/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 68547/21/40030-ИП от 27 октября 2021 года, № 76884/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77200/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77386/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77387/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года, № 77702/21/40030-ИП от 23 ноября 2021 года в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, предоставленный истцу для добровольного исполнения, судебным приставом выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, которые впоследствии им были отменены. Из материалов исполнительных производств, банковских документов, представленных банком ВТБ (публичное акционерное общество): информации о счете, детализаций транзакции, следует, что удержаний по исполнительным производствам, в том числе с пособий и выплат гражданам, имеющим детей, не производилось.
С учетом изложенного суд оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривает.
Разрешая требование о прекращении исполнительных производств, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительное производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях: 1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа; 2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания; 3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником; 4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; 5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство; 6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ; 7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц; 8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка; 9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации; 10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию; 12) прекращения обязательств заемщика- физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; 13) поступления от банка или иной кредитной организации информации, указанной в части 8.1 статьи 70 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законом установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом.
В рассматриваемом случае суд оснований для прекращения исполнительных производств не усматривает, поскольку указанные истцом обстоятельства не являются основанием для прекращения исполнительных производств, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Разрешая требование об удалении с сайта httр://fssprus.ru/ информации об истце, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1,2 статьи 6.1 Федерального закона № 229-ФЗ федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.
Пунктами 1.4, 7.1, 7.3 Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного Приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 № 248 (далее по тексту Порядок), на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность по формированию актуальных сведений относительно имеющейся задолженности в Автоматизированной информационной системе Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктами 1.5 Порядка задачами, решаемыми при использовании банка данных, в том числе, является обеспечение сторон исполнительного производства актуальной информацией о ходе исполнительного производства.
Согласно пункту 1.3 Порядка создание и ведение банка данных осуществляется в электронном виде средствами государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов». Оператором банка данных является Федеральная служба судебных приставов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка сведения (документы), получаемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их получения. Сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд оснований для удовлетворения заявленного требования не усматривает.
Разрешая требование о взыскании с банка компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее по тексту Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 33) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 33, обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потерпевший- истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела (пункты 25-27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 33).
Таким образом, установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
На основании изложенного, учитывая приведенные выше нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности факта причинения морального вреда истцу в связи с отсутствием доказательств незаконности действий банка и нарушений ее неимущественных прав, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Шоршиной М. А. в иске к начальнику Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Шеставиной Е. Г., судебным приставам-исполнителям Жуковского РОСП УФССП России по Калужской области Ахрамову А. В., Демянюк С. Ю., Жуковскому РОСП УФССП России по Калужской области, УФССП России по Калужской области, ФССП России, банку ВТБ (публичное акционерное общество) о признании незаконным бездействия судебного пристава, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 26 января 2024 года.
Судья Н.А. Сидоренкова