Дело № 2-359/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Саматовой М.А., с участием представителя истца – адвоката Батаева Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к федеральному государственному унитарному предприятию «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Базарный А.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит: понудить ФГУП «102 ПЭС» МО РФ осуществить фактическое технологическое присоединение жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок № (кадастровый номер земельного участка №) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и в соответствии с техническими условиями № 8259 от 08.11.2022; взыскать с ФГУП «102 ПЭС» МО РФ 18 288,00 рублей в счет неустойки в соответствии с п. 17 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, рассчитанной по состоянию на 20.11.2023, компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца; взыскать с ФГУП «102 ПЭС» МО РФ судебную неустойку в соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в пользу Базарного А.В. со дня, следующего за последним днем установленного судом месячного срока для исполнения решения суда, до дня фактического исполнения решения суда в части технологического присоединения.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчик длительное время после выполнения истцом технический условий № от ДД.ММ.ГГГГ для присоединения к электрическим сетям не исполняет свои обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств истца.
В связи с осуществлением ДД.ММ.ГГГГ фактического технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома истца с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок № (кадастровый номер земельного участка №) истец ФИО2 направил в суд заявление от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении исковых требований, в которых просит суд: взыскать с ФГУП «102 ПЭС» МО РФ 20 478,75 рублей в счет неустойки в соответствии с п. 17 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, рассчитанной за период с 13.05.2023 по 13.12.2023, компенсацию морального вреда в размере 5 0000,00 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца, - в размере 12 739,38 рублей.
Представитель ответчика направил в суд возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми по состоянию на 13.12.2023 фактическое технологическое присоединение к электрическим сетям вышеуказанных энергопринимающих устройств осуществлено, настаивал на удовлетворении исковых требований частично.
В соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, заслушав явившихся лиц, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены, в том числе, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила № 861).
П. 3 Правил № 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В силу п. 4 Правил № 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
В силу подп. «в» п. 7 Правил № 861 стороны по договору на осуществление технологического присоединения обязаны выполнить установленные в договоре мероприятия.
В соответствии с подп. «б» п. 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Неисполнение сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения в связи с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подп. «б» п. 16 Правил для соответствующих категорий заявителей, является нарушением требований Закона об электроэнергетике.
Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, и его жене – ФИО1, принадлежат на праве общей совместной собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, а также жилой дом с кадастровым номером №
Между ФГУП «102 ПЭС» МО РФ и Базарным А.В. заключен типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предметом которого является обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
В соответствии с п. 4 указанного выше Договора Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора. Срок действия технических условий составляет 3 года со дня заключения договора.
В п. 6 договора указаны обязательства сетевой организации, а именно:
- надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до точки присоединения энергопринимающих устройств;
Согласно п. 21 указанного выше договора, договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета.
Оплата по договору произведена 12.11.2022, в подтверждение чего представлена квитанция от 12.11.2022 № № об оплате счета от 10.11.2022 № № на сумму 38 100,00 рублей.
П. 11 Технических условий № № от 08.11.2022 для присоединения к электрическим сетям определены обязанности истца для осуществления технологического присоединения, которые им выполнены в полном объёме.
П. 12.2 вышеуказанных технических условий установлено, что срок действия настоящих технических условий составляет три года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно п. 12.4 технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства неисполнения истцом Технических условий № 8259 от 08.11.2022 для присоединения к электрическим сетям.
Судом установлено, что в настоящее время технологическое присоединение к электрическим сетям устройств истца осуществлено 13 декабря 2023 года.
Указанные обстоятельства не отрицались представителем истца в судебном заседании.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также то, что в настоящий момент технологическое присоединение вышеуказанных энергопринимающих устройств к электрическим сетям осуществлено, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия от истца отказа от части исковых требований касательно понуждения к осуществлению ответчиком фактического технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в соответствии с техническими условиями № 8259 от 08.11.2022.
В отношении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки суд приходит к следующему.
Пунктом 16 Правил № 861 и п. 17 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям предусмотрена обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента общего размера платы за технологическое присоединение за каждый день просрочки, при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке, за год просрочки.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то, что стоимость согласно договору составляет 38 100,00 рублей, а также сроки неисполнения ответчиком своих обязательств, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца неустойки в размере 20 478,75 рублей, рассчитанной за период с 13.05.2023 и по день фактического исполнения обязательства (13 декабря 2023 года), исходя из расчета взыскиваемой денежной суммы, приложенного к заявлению об уточнении исковых требований от 12.02.2024.
Относительно требований истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Из приведенных в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснений следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Разрешая вопрос о компенсации о размере компенсации морального вреда, принимая во внимание характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, длительность неисполнения ответчиком обязательств, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ФГУП «102 ПЭС» МО РФ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание направление истцом в адрес ответчика досудебной претензии, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% присужденной суммы в пользу потребителя в размере 12 739,38 рублей.
В связи с вышеизложенным, учитывая поступившее заявление об уточнении исковых требований, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Базарного А.В.
Кроме того, с ФГУП «102 ПЭС» МО РФ подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета города Севастополя в размере 1 497,00 рублей (300 рублей требования о компенсации морального вреда, 1 197,00 рублей имущественные требования).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к федеральному государственному унитарному предприятию «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации о защите прав потребителей – удовлетворить.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН № в пользу ФИО2 (паспорт гражданина РФ №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) неустойку в размере 20 478 рублей 75 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 рублей и штраф за нарушение прав потребителя в размере 12 739 рублей 38 коп.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН № в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 1 497,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Байметов
Мотивированный текст решения составлен 22 февраля 2024 года.