Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7п-136/2024 от 26.03.2024

Судья федерального суда – Белобородова Е.В. Дело п – 136/2024

Р Е Ш Е Н И Е

3 апреля 2024 года                      г. Красноярск, пр. Мира, 9

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Эшонзода А.А. – Дражнюка Ю.Ю. на постановление судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 6 марта 2024 года, которым

Эшонзода А.А., <дата> года рождения, уроженец <данные изъяты>,

за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Эшонзода А.А. признан виновным в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Согласно постановлению 4 марта 2024 года в ОП МО МВД России «Емельяновский» выявлено, что гражданин Республики Таджикистан Эшонзода А.А. прибыл на территорию Российской Федерации в 2008 году, на миграционном учете не состоял и не состоит. По истечении установленного срока пребывания территорию РФ не покинул, документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, не имеет, чем нарушил требования статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В жалобе, поданной в краевой суд в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ, защитник Эшонзода А.А. – Дражнюк Ю.Ю. просит постановление изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации либо отменить постановление, поскольку допущены существенные нарушения требований закона, не выяснены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; Эшонзода А.А. не являлся и не является гражданином Республики Таджикистан, он ещё 19.04.2022 обратился с заявлением об установлении личности, поэтому в силу п. 6 ст. 5.2 Федерального закона № 115-ФЗ не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ или нарушение иммиграционных правил.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Эшонзода А.А. – Дражнюка Ю.Ю., поддержавшего изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу требований пункта 2 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении помимо прочего указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно пунктам 3, 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена, в связи с чем в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны быть указаны сведения, позволяющие его идентифицировать, в том числе гражданство (ответ на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, ответ на вопрос 24 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).

Вышеприведенные требования закона ни должностным лицом, ни судьей не выполнены, имеющие значение обстоятельства не выяснены, собранным доказательствам надлежащая оценка не дана.

По части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации могут быть привлечены к административной ответственности иностранные граждане или лица без гражданства.

Федеральным законом № 115-ФЗ (пункт 1 статьи 2) определено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В протоколе об административном правонарушении от 6 марта 2024 года и постановлении судьи указано, что Эшонзода А.А. является гражданином Республики Таджикистан, то есть иностранным гражданином.

Однако данное обстоятельство представленными материалами не подтверждено.

Эшонзода А.А. при рассмотрении дела в районном суде пояснял, что он гражданства Республики Таджикистан не имеет.

В справке о результатах идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук (л.д. 4, 27) и заключении об установлении личности Эшонзода А.А. (л.д. 28) сведений о гражданстве Эшонзода А.А. не содержится.

Согласно копии ответа генерального консула Республики Таджикистан (л.д. 55), приложенной к рассматриваемой жалобе, Эшонзода А.А., несмотря на то, что родился в Таджикистане, гражданином Республики Таджикистан не является.

Данные о приобретении Эшонзода А.А. статуса лица без гражданства в материалах дела также отсутствуют.

Таким образом, вопреки требованиям закона и правовой позиции, изложенной в вышеприведенных Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, обязательные сведения, позволяющие идентифицировать лицо, привлекаемое к административной ответственности, достоверно не установлены, содержащееся в протоколе об административном правонарушении и постановлении указание о наличии у Эшонзода А.А. гражданства Республики Таджикистан документально не подтверждено.

Более того, начальником МП ОП МО МВД России «Емельяновский» Гончаровой Н.И., составившей протокол об административном правонарушении, в судебном заседании и в возражении на жалобу заявлено, что Эшонзода А.А. необходимо поместить в Центр временного содержания иностранных граждан для проведения проверки личности, чтобы установить его гражданство. Если в итоге наличие у него гражданства Республики Таджикистан не подтвердится, Эшонзода А.А. не будет подвержен выдворению за пределы Российской Федерации.

Данные пояснения должностного лица противоречат положениям части 5 статьи 3.10, части 2 статьи 27.19 КоАП РФ, согласно которым содержание в специальном учреждении применяется лишь в целях обеспечения исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, а не для установления гражданства лица, привлеченного к административной ответственности. Все обязательные сведения о личности такого лица должны быть выяснены административным органом до направления дела об административном правонарушении в районный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

Подпунктом 5 пункта 4 статьи 10.1 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.

Сотрудниками органов внутренних дел названных мер по установлению личности Эшонзода А.А. не предпринималось.

При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что обязательные сведения в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлены, протокол об административном правонарушении и постановление судьи не отвечают требованиям закона, содержат не подтвержденные данные о гражданстве Эшонзода А.А., постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Эшонзода А.А. из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю необходимо освободить.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Сухобузимского районного суда Красноярского края от 6 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эшонзода А.А. отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Эшонзода А.А. из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю освободить.

Судья

Красноярского краевого суда                      С.И. Лазовский

7п-136/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Эшонзода Асрорхони Азизхон
Другие
Дражнюк Юрий Юрьевич
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Лазовский Сергей Иванович
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
kraevoy--krk.sudrf.ru
28.03.2024Материалы переданы в производство судье
03.04.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее