О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
№ 11-5/2023
15 мая 2023 года пгт Оричи Кировской области
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Капустей И.С.,
при секретаре Жвакиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 22.02.2023 года, которым исковые требования прокурора Оричевского района Кировской области, обратившегося в защиту интересов Лепустиной Татьяны Васильевны, к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником на оплату коммунальных услуг, удовлетворены. С Министерства финансов Кировской области (ИНН 4347015963) за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Лепустиной Татьяны Васильевны (паспорт <данные изъяты>) взысканы фактически понесенные ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 в размере 37654 рублей 05 копеек,
установил:
Прокурор Оричевского района, действующий в интересах Лепустиной Т.В., обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесённых медицинским работником на оплату коммунальных услуг.
В обоснование своих требований указывает, что Лепустина Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, пользуется коммунальными услугами электроэнергии и отопления. С 2000 года Лепустина Т.В. работает в Оричевской центральной районной больнице. В период работы в Оричевской ЦРБ Лепустина Т.В. до 01.01.2005 года включительно пользовалась льготами по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением. Факт пользования льготами подтверждается копией платежной ведомости на выдачу средств за коммунальные услуги от 27.12.2004 года.
В связи с изменением законодательства, с 01.01.2005 года предоставление Лепустиной Т.В. жилищно-коммунальных льгот прекратилось, что послужило причиной того, что за период с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года Лепустина Т.В. за счёт своих средств оплатила коммунальные услуги за отопление квартиры на общую сумму 33884 рубля 53 копейки и освещение - на сумму 28267 рублей 52 копейки. При этом, согласно Закону Кировской области от 03.11.2004 года № 267-ЗО, Лепустиной Т.В. ежемесячно производилась компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе за 2020-2022 годы на общую сумму 24498 рублей.
Таким образом, Лепустина Т.В. за период с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года за свой счёт произвела оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению квартиры в размере 37654 рубля 05 копеек.
Просил суд взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Лепустиной Т.В. фактически понесённые ею расходы на оплату услуг отопления и освещения за период с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года в размере 37654 рубля 05 копеек.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика министерства финансов Кировской области указала, что если работник получал дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 года, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 года. Указывает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 года (т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Данные факты должны подтверждаться документально. Кроме того, на субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для данной категории лиц. Просит обжалуемое решение отменить.
В судебное заседание представитель ответчика министерства финансов Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в апелляционной жалобе просит о рассмотрении дела в их отсутствие. (л.д. 67 оборот, 80)
В судебном заседании помощник прокурора Бизяева М.В. просила решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского судебного района Кировской области от 22.02.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Истец Лепустина Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в её отсутствие. (л.д. 84)
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Кировской области, КОГБУЗ «Оричевская ЦРБ», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. (л.д. 81, 82)
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту-ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федераций, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
При этом п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том чмсле единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» с 01.01.2005 года медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой ежегодно устанавливается Законом области об областном бюджете.
На основании ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления компенсаций в соответствии со ст. 160 ЖК РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
С учетом вышеизложенных норм действующего законодательства суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и и поселках городского типа является нормой социальной поддержки, и после 01.01.2005 года медицинские работники областных учреждений здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа не могут быть лишены указанной льготы.
Сохранявшийся в течение длительного времени пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан и организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меру социальной поддержки медицинским работникам организаций здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельской местности или поселках городского типа, пользовавшихся льготами до 01.01.2005 года.
Кроме того бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существует изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 года были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне РФ или её субъектов.
Из материалов дела следует, что Лепустина Т.В. с 01.11.2002 по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, также по указанному адресу зарегистрированы и проживают: супруг истицы - Л. и их дети - Л1., Л2. (л.д. 7-10)
Записями в трудовой книжке Лепустиной Т.В. подтверждено, что она с 01.07.2000 года принята на должность медсестры в гинекологическое отделение стационара Оричевской ЦРБ, с 03.03.2009 года переведена на должность постовой медсестры в терапевтическое отделение, 10.04.2009 года переведена процедурной медсестрой в хирургическое отделение, с 05.08.2010 года переведена постовой медсестрой хирургического отделения стационара постоянно, с 22.08.2014 года переведена в отделение анестезиологии и реанимации на должность постовой медицинской сестры, с 27.05.2016 переведена на должность медицинской сестры-анестезиста в отделение анестезиологии и реанимации, где продолжает работать по настоящее время. (л.д. 31)
По состоянию на 31.12.2004 года Лепустина Т.В. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, что подтверждается платежной ведомостью на выдачу аванса/зарплаты за коммунальные услуги 2002-2004 г.г. (л.д. 30)
За период с января 2020 по декабрь 2022 года документально подтвержденные затраты, полесенные Лепустиной Т.В. на оплату отопления составили 33889 рублей 53 копеек, за электроснабжение - 28267 рублей 52 копейки. (л.д. 24-28) Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета, выплаченная ей за указанный период составила 24498 рублей. (л.д. 29) Таким образом не возмещенная сумма затрат составляет 37654 рублей 05 копейки (л.д. 6) и подлежит взысканию с Министерства финансов Кировской области.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать Лепустиной Т.В. как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, находящегося в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в поселке городского типа, непосредственные расходы за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения за период за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 в размере 37654 рублей 05 копеек на ответчика Министерство финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область».
Расчет и размер понесенных Лепустиной Т.В. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением мировым судьей установлен на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств. Судом апелляционной инстанции проверен и признан верным.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда и представленных доказательств, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях мировым судьей норм материального права и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.
Таким образом, решение в оспариваемой части отмене или изменению не подлежит, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 33 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.05.2023 ░.