Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-94/2023 (2-1398/2022;) ~ М-1323/2022 от 29.12.2022

УИД 04RS0020-01-2022-001963-33                                                        № 2-94-2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Северобайкальск                                                                 26 января 2023 года

          Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре Еловской А.С.,

с участием представителя истца ФИО3,

представителя ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи,

У С Т А Н О В И Л :

    ФИО1 обратился в суд, указывая, что является собственником квартиры по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произошло возгорание кровли двух многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ введен режим «Чрезвычайная ситуация», ДД.ММ.ГГГГ группа по оценке причиненного ущерба имуществу граждан в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО «<адрес>» провела комиссионное обследование квартир в многоквартирных домах и по <адрес>. На момент обследования в жилом помещении находилась его мать ФИО3, он с ДД.ММ.ГГГГ призван на военную службу и находился в составе команды по месту прохождения службы в <адрес>, а позднее принимал участие в боевых действиях на Украине, получил контузию, пулевое ранение, лежал в госпитале <адрес>, проходил реабилитацию при части в <адрес>, приехал домой в конце декабря года. Его мать ФИО3 включили в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи (<данные изъяты> рублей) и в список граждан на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости <данные изъяты> рублей). Он был матерью указан матерью в заявлении на получение им соответствующей помощи, была предоставлена копию его паспорта, но денежные средства ему не поступили. В декабре ДД.ММ.ГГГГ года он узнал от представителей администрации МО «<адрес>», что изначально он был включен в акт комиссионного обследования, но в последующем его исключили, т.к. на момент пожара он фактически дома не проживал. Между тем он является собственником жилого помещения, зарегистрирован в нем, отсутствовал на момент пожара по причине службы в армии. Полагал, что оснований для признания его фактически отсутствующим по месту жительства отсутствовали. В результате пожара квартира выгорела полностью, все его имущество уничтожено огнем, в связи с чем имеет право на получении единовременной материальной и финансовой помощи. Просит суд признать за ним право на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> руб. в соответствии с Положением о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от ; право на получение финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в размере <данные изъяты> руб. в соответствии с Положением о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать администрацию МО «<адрес>» включить его в список в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи (<данные изъяты> руб.) и в список граждан на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (<данные изъяты> рублей).

    В судебном заседании представитель истца ФИО3 иск поддержала по указанным основаниям, настаивала на его удовлетворении, т.к. в ходе пожара имущество сына было уничтожено полностью, в тот момент и в настоящее время он проходит срочную службу в армии, получил ранение в СВО на Украине, длительно лечился, необходима реабилитация, денежных средств к восстановлению имущества не имеет.

    Истец ФИО1 в суд не явился, просил рассмотреть в его отсутствие по причине прохождения службы в рядах РА.

    Представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» ФИО4 полагала иск подлежащим удовлетворению частично, поскольку ФИО1 включен в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи и материальной помощи, никто из указанного списка его не исключал. Денежные средства для ФИО1 поступали, но были возвращены т.к. не имелось счета, куда необходимо было их перевести, а кроме того, в силу требований законодательства фактическое проживание на момент пожара не было ни чем подтверждено, т.к. он находился на службе в армии.

Третьи лица Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Правительство Республики Бурятия, надлежаще уведомленные, своих представителей, в суд не направили, имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Статья 3 вышеуказанного Закона РФ обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 место жительства физического лица, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 98-II "О защите населения и территорий Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" урегулированы отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в <адрес>, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в т.ч. в части принятия решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подп.л ч. 1,2 ст. 11).

Подпунктом г) пункта 4 Положения о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от <данные изъяты>. (долее - Положение) предусмотрено, что бюджетные ассигнования из Резервного фонда выделяются на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, не предусмотренных в республиканском бюджете, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> тыс. рублей на человека.

Выделение бюджетных ассигнований из Резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном наличии следующих условий на день введения режима чрезвычайной ситуации:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, установленной правовым актом уполномоченного органа и в котором он зарегистрирован по месту жительства. При отсутствии регистрации по месту жительства фактическое проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, подтверждается актом обследования жилого помещения комиссией органов местного самоуправления по оценке ущерба;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается органом местного самоуправления при наличии ущерба, причиненного имуществу гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, и подтверждается актом обследования на каждый пострадавший объект с указанием ущерба, (абз. 1-4 п. 4.2 Положения).

Подпунктом д) пункта 4 Положения предусмотрено, что бюджетные ассигнования из Резервного фонда выделяются на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, не предусмотренных в республиканском бюджете, в том числе на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - <данные изъяты> тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - <данные изъяты> тыс. рублей на человека).

Выделение бюджетных ассигнований из Резервного фонда на оказание финансовой помощи осуществляется при одновременном наличии следующих условий на день введения режима чрезвычайной ситуации:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, установленной правовым актом уполномоченного органа, и в котором он зарегистрирован по месту жительства. При отсутствии регистрации по месту жительства фактическое проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, подтверждается актом обследования жилого помещения комиссией органов местного самоуправления по оценке ущерба;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Критерии утраты имущества первой необходимости указаны в п. 4.3. Положения.

К ним относятся:

а)    частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости, предусмотренного подпунктом 1.1. настоящего Положения) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б)    полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

Установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО3 являются правообладателями жилого помещения по указанному адресу в равных долях по <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с письменным заявлением к Главе МО «Северо - Байкальский район» ФИО5 с заявлением о включении ее и члена ее семьи - сына ФИО1 в списки на оказание единовременной материальной, финансовой помощи в связи с утратой имущества, т.к. квартира пострадала от пожара.

По информации Военного комиссариата <адрес>, Муйского и <адрес>ов от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ и убыл в составе команды К- ВМФ к месту прохождения службы по адресу: <адрес>

Из отзыва на иск представителя Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с произошедши возгоранием двух многоквартирных домов в <адрес> в рамках обращения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> были заявлены граждане ФИО3 и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обращение администрации района рассмотрено на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес>, по итогам решения КЧС РБ издано распоряжение Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -р о выделении денежных средств для выплаты пострадавшим гражданам, в т.ч. ФИО3 и ФИО1 Выплата гражданам произведена, ФИО3 перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, денежные средства предусмотренные для выплаты ФИО1 были возвращены в бюджет в связи с его отсутствием по месту жительства ввиду прохождения срочной военной службы.

Актом комиссионного обследования объекта, пострадавшего в результате возгорания двух многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого Главой МО «Северо-Байкальский» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что проведено обследование <адрес>, в котором зафиксировано фактическое проживание 2 человек ФИО3 и ФИО1

    ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Республики Бурятия -р в связи с произошедшей чрезвычайной ситуацией на территории <адрес>, обусловленной возгоранием ДД.ММ.ГГГГ двух многоквартирных домов в МО ГП «Новый Уоян» Министерству финансов РБ предписано выделить Министерству социальной защиты населения РБ для последующего перечисления администрации МО «<адрес>» <данные изъяты> рублей из резервного фонда Правительства <адрес> по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последний стихийных бедствий межбюджетные трансферты на выплату финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации; Администрации МО «<адрес>» обеспечить целевое использование выделенных средств до ДД.ММ.ГГГГ, в случае наличия неиспользованного остатка или в случае неиспользования средств осуществить из возврат в республиканский бюджет до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации МО «<адрес>» утверждён список, граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с указанным выше событием, среди которых значатся ФИО3 и ФИО1 по <адрес> <адрес>.

     ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации МО «<адрес>» утверждён список, граждан нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с указанным выше событием, среди которых также значатся ФИО3 и ФИО1 по <адрес> <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на имя главы района составлена служебная записка согласно которой выявлен факт предоставления недостоверных данных относительно фактического проживания в жилом помещении ФИО1 (проходит срочную службу в армии), в связи с чем составлен повторный акт о фактическом проживании в пострадавшей от пожара квартиры только ФИО3

Актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано фактическое проживание одной ФИО3 по адресу: <адрес>

Исходя из изложенного, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд в рамках правового регулирования места жительства гражданина, приходит к выводу, что поскольку факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте жительства удостоверяется регистрацией по месту жительства, а регистрация гражданина по месту жительства (месту пребывания) является административным актом, удостоверяющим факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства (места пребывания), то местом жительства ФИО1 следует считать место его регистрации, т.е. <адрес> <адрес>, поскольку призыв на срочную военную службу в ряды Российской Армии не влечет снятие его с регистрационного учета, а направлено на выполнение предусмотренной законом обязанности, и само по себе не может являться основанием для лишения права, предусмотренного законом, на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Следовательно, допустимых доказательств того, что ФИО1 постоянно не проживает по месту регистрации в рамках выше названного правого регулирования не имеется, и как следствие, оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется. Факт отсутствия ФИО1 по месту жительства в рамках обследования его жилья, пострадавшего в результате возгорания многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ, является уважительным в силу требований закона.

Между тем, поскольку материалами дела установлено, что истец значится в списках граждан, утверждённых распоряжениями ответчика ДД.ММ.ГГГГ о гражданах, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с указанным выше чрезвычайным происшествием, сведений об их отмене не имеется, то в этой связи суд находит иск подлежащим удовлетворению в части признания права на соответствующие материальные и финансовые выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179,180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Иск ФИО1 к Администрации МО «<адрес>» о признании права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи – удовлетворить частично.

    Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт <данные изъяты>

- право на получение единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Положением о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. ;

- право на получение финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Положением о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. .

В части требования иска об обязании администрацию МО «<адрес>» включить ФИО1 в список в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи (<данные изъяты> рублей) и в список граждан на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (<данные изъяты> рублей) – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                подпись                           В.В. Григорьева    Копия верна. Судья                                                            В.В. Григорьева

Мотивированное решение составлено 27.01.2023 года.

2-94/2023 (2-1398/2022;) ~ М-1323/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Симагин Никита Сергеевич
Ответчики
Администрация МО "Северо-Байкальский район"
Другие
Корчевская Светлана Владимировна
Правительство Республики Бурятия
Республиканское агентство ГО и ЧС по Республике Бурятия
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
29.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2022Передача материалов судье
30.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2023Подготовка дела (собеседование)
18.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2023Дело оформлено
17.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее