Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-79/2025 (2-99/2024; 2-2187/2023;) ~ М-1458/2023 от 08.06.2023

УИД 63RS0027-01-2023-001773-34

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиёвой Л.C., при секретаре Алиевой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-99/2024 по исковому заявлению по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти к администрации с.п. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересовав неопределенного круга лиц, об устранении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Подстепки, м.р. Ставропольский Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства.

Просит обязать администрацию с.п. Подстепки Ставропольского района Самарской области обеспечить соответствие качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети подземный источник (скважина) по адресу: <адрес>А, кадастровый номер сооружения: , расположенный на земельном участке по адресу: 445143, <адрес>, участок 1А, кадастровый номер земельного участка: в соответствии с требованиями ч.1 и ч.2 ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23 ФЗ от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 1.4, 1.5., З.2.1.1., 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»», п.2.4. "СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила".

Заявленные требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Тольятти по обращению граждан на низкое качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения Ставропольского района в отношении ООО «Водоканал» проведена проверка с отбором проб питьевой воды в точках перед поступлением в распределительную сеть и из распределительной сети района Ставропольский для проведения исследований по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью оценки ее качества.

По результатам проверки составлен протокол 18-04/17 от 15.05.2023 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» по ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, осуществляющего деятельность в с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области по водоснабжению холодной питьевой водой населения Жилого комплекса «Солнечный» с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, по результатам осмотров территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - по адресу: <адрес>, участок 1А, кадастровый номер земельного участка: , выявлен в непосредственной близости, ориентировочно в 10 метрах от основной скважины, расположенной по адресу: <адрес>А, кадастровый номер сооружения: (далее - основная скважина), в границах 1 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - основной скважины, второй неиспользуемый источник водоснабжения - подземная скважина, не ликвидированная в установленном порядке, представляющая опасность в части возможности загрязнения водоносного горизонта (лицензия на указанный источник, проект зон санитарной охраны отсутствуют; на момент осмотра водопроводные сооружения второго источника не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов, (оголовок скважины не зафиксирован), территория не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы (люк утоплен в землю), дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, люк водозаборного сооружения второй скважины не имеет укрытия для предотвращения загрязнения воды водоисточника).

Выявленные факты являются нарушением требований: ст. 11, 4.1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.3., 3.5. СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила», п. 3.2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110- 02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»; п.58., п. 61. СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 8,18.

В связи с изложенным, истец обратился в суд за защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.

Представитель истца Козырев А.А., действующий по доверенности, просит рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика администрации с.<адрес> м.<адрес> о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил. Ранее представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ РФ от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда Самарской области.

С учетом вышеизложенного, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства, о чем вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания.

08.08.2023 года, 20.09.2023, года, 31.10.2023 года определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "Водоканал", ЖК "Солнечный", администрация м.р. Ставропольский Самарской области, ТСЖ «Воздвиженская 22», ООО УК " Конкорд», Девятаев А.А.

Представители ТСЖ «Воздвиженская 22», Девятаева А.А. просят рассмотреть дело без их участия и принять решение на усмотрения суда.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.52 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ № 52) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статей 18 подп.5 вышеназванного ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Статьей 11 ФЗ №52 предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний.

Согласно ст.1 ФЗ №52, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу ст.150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст.8 ФЗ №52, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ №52 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с ч.1 ст.23 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

На основании ч.4 ст.23 вышеназванного ФЗ №416 питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В соответствии с требованиями п.75 СанПиН 2.1.3.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В соответствии с п.31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

г) производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

На основании п.150 вышеназванного Постановления исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 ФЗ «О защите прав потребителей»).

Материалами дела установлено, что 19.04.2023 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти по обращению граждан на низкое качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения Ставропольского района в отношении ООО «Водоканал» проведена проверка с отбором проб питьевой воды в точках перед поступлением в распределительную сеть и из распределительной сети района Ставропольский для проведения исследований по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью оценки ее качества.

По результатам осмотров территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - по адресу: <адрес>, участок 1А, кадастровый номер земельного участка: , выявлен в непосредственной близости, ориентировочно в 10 метрах от основной скважины, расположенной по адресу: <адрес>А, кадастровый номер сооружения: (далее - основная скважина), в границах 1 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения - основной скважины, второй неиспользуемый источник водоснабжения - подземная скважина, не ликвидированная в установленном порядке, представляющая опасность в части возможности загрязнения водоносного горизонта (лицензия на указанный источник, проект зон санитарной охраны отсутствуют; на момент осмотра водопроводные сооружения второго источника не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов, (оголовок скважины не зафиксирован), территория не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы (люк утоплен в землю), дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия, люк водозаборного сооружения второй скважины не имеет укрытия для предотвращения загрязнения воды водоисточника).

Выявленные факты являются нарушением требований: ст. 11, 4.1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.3., 3.5. СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила», п. 3.2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110- 02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»; п.58., п. 61. СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 8, 18.

26.04.2023 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти выдано предписание № 18-0458 ООО «Водоканал», Принять меры по предотвращению загрязнения подземных вод путем дезинфекции ликвидации, в установленном порядке, второго источника водоснабжения - подземой скважины, которая непригодна к эксплуатации, представляет опасность в части возможного загрязнения водоносного горизонта. Срок исполнения 12.05.2023 года.

Указанное предписание не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол в ООО «Водоканал» осуществляющего деятельность в с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области по водоснабжению холодной питьевой водой населения жилого комплекса «Солнечный» с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области. по ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ по результатам испытаний образца (пробы) – вода питьевая, отобранная отобранной 26.04.2023 года из скважины по адресу: <адрес>, участок 1А по микробиологическим показателям не соответствует СанПин1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Согласно пунктам 2 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельное органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъект Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических ж оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следуют принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, opгaнов государственной властей субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствуют территориях.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В соответствии с требованиями ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к компетенции органов местного самоуправления.

В связи со сложившейся ситуацией Управлением Роспотребнадзора по Самарской области (ежегодно вносятся предложения в органы местного самоуправления и Правительство Самарской области по вопросу улучшения водоснабжения Ставропольского района, в том числе и в с.п.Подстепки.

Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения» регламентированы полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения водоотведения.

Так согласно ст. 6 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городе» округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Те же полномочия определены и подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающим, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательств Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты права предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Обстоятельство того, что гарантирующей организацией является ООО "Водоканал", на который возложена обязанность по предоставлению услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения функций по надлежащей организации водоснабжения, относящегося к вопросам местного значения.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти - удовлетворить.

Обязать администрацию с.п. Подстепки Ставропольского района Самарской области: (ИНН 6382050499) обеспечить соответствие качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети подземный источник (скважина) по адресу: <адрес>А, кадастровый номер сооружения: 63:32:1702007:3097, расположенный на земельном участке по адресу: 445143, <адрес>, участок 1А, кадастровый номер земельного участка: 63:32:1702007:2124 в соответствии с требованиями ч.1 и ч.2 ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.23 ФЗ от 07.12.2011г №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 1.4, 1.5., З.2.1.1., 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»», п.2.4. "СП 2.1.5.1059-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила".

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.    

Председательствующий -

Мотивированное решение изготовлено 17.01.2024г.

2-79/2025 (2-99/2024; 2-2187/2023;) ~ М-1458/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти
Ответчики
Администрация с.п.Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области
Другие
ООО УК " Конкорд»
ООО "Водоканал"
администрация м.р Ставропольский
ЖК "Солнечный"
ТСЖ «Воздвиженская 22».
Девятаев Алексей Алексеевич
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Топчиёва Л.С.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.04.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее