ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2023 года г.Щекино Тульской области
Судья Щекинского межрайонного суда Тульской области Шиманская М.Е., изучив в порядке подготовки к судебному разбирательству дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ, в отношении Капитонова А.С. и другие материалы,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по Щекинскому району ФИО1 вынесено определение о возбуждении в отношении Капитонова А.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ и проведении административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по Щекинскому району ФИО1 составлен протокол № об указанном административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Капитонов А.С., являясь абонентом АО «ТНС энерго Тула» по адресу: <адрес>, допустил самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное использование электрической энергии, принадлежащей АО «ТНС энерго Тула», не имея соответствующего разрешения ресурсоснабжающей организации, в результате чего совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.19 КоАП РФ.
Определением начальника ОМВД России по Щекинскому району ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ протокол об указанном административном правонарушении и материалы дела переданы в Щекинский межрайонный суд Тульской области для рассмотрения, куда поступили и переданы судье ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п.1,3,5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст.29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган, должностному лицу, который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что данный протокол подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, в связи с неправильным составлением протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
Событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении описано не полно: в протоколе указано, что Капитонов А.С. допустил самовольное использование электрической энергии, принадлежащей АО «ТНС энерго Тула», однако размер ущерба не определен, также в протоколе и приложенных материалах не содержится сведений о том, имеются ли в действиях Капитонова А.С. признаки уголовно наказуемого деяния, подтвержденные соответствующими документами, что не позволяет суду разграничить действия Капитонова А.С. от административного проступка и действия, попадающего под уголовную ответственность.
Также в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о потерпевшем, в то время как потерпевшим по данному делу является юридическое лицо АО «ТНС энерго Тула». В нарушение ч.6 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, а также в иных представленных материалах отсутствует указание на вручение копии данного протокола потерпевшему.
При направлении дела в суд сотрудниками полиции допущено нарушение ч.1 ст.28.8 КоАП РФ, так как протокол об административном правонарушении согласно сопроводительному письму направлен в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок свыше 3 суток со дня его составления.
Кроме того к протоколу об административном правонарушении не приложены сведения о собственниках квартиры по адресу: <адрес>, либо сведения о зарегистрированных лицах, ввиду чего не представляется возможным установить является ли Капитонов А.С. надлежащим лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Данные недостатки являются существенными, в связи с чем протокол об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу, составившему данный протокол.
Необходимо отметить, что согласно абз.2 ч.3 ст.23.1 того же Кодекса дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.1 и ч.2 этой статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Вместе с тем, в п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в ч.2 ст.28.7 этого Кодекса. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в ч.4 ст.28.7 этого Кодекса, а также прокурор (п.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч.1 ст.28.7 этого Кодекса.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОМВД России по Щекинскому району поступило заявление ФИО3, действующего по доверенности АО «ТНС энерго Тула», о привлечении к административной ответственности Капитонова А.С. по факту самовольного подключения к электрическим сетям; ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по <адрес> Гусейновым Р.Х. вынесено определение о возбуждении в отношении Капитонова А.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ, и проведении административного расследования. ДД.ММ.ГГГГ зам.начальником ОМВД России по Щекинскому району вынесено определении о продлении срока расследования. ДД.ММ.ГГГГ от Капитонова А.С. получены письменные объяснения.
Изложенное указывает на то, что по делу не производились реальные процессуальные действия, направленные на полное и всестороннее выяснение обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. В связи с изложенным следует считать установленным, что фактически по делу административное расследование не проводилось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья
определил:
протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.19 КоАП РФ, в отношении Капитонова А.С. с приложенными материалами возвратить должностному лицу, составившему указанный протокол, для устранения отмеченных недостатков.