№2-4510/2023
УИД: 92RS0002-01-2023-004787-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Блейз И. Г.
при секретаре судебного заседания – Соловьевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Гоша А.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо- ГБУ «Госжилфонд» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Гоша А. В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес> Исковые требования мотивированы тем, что между Гоша А. В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма №№ от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя - комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес> Истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)». Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении государственной услуги было отказано по тем основаниям, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития и, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежит приватизации. Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец и представитель истца о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Ответчиком Департаментом капитального строительства города Севастополя направлены в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых против удовлетворения иска ответчик возражает по основаниям, изложенным в отказе в предоставлении государственной услуги.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Исходя из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию жилых помещений в общую собственность либо в собственность одного лица наделены граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 г. № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната № по <адрес> включена в реестр собственности города, как имущество, находящееся в казне города.
В указанном выше жилом помещении - комнате № – Гоша А. В. постоянно зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ.
Между Гоша А. В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма № № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя, а именно комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>
Гоша А. В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении государственной услуги было отказано на основании подпунктов 8, пункта 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № по следующим основаниям:
распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 г. № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях. В соответствии
со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. №1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. №1541-I предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 5, 6 ст. 2 Закона города Севастополя от от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа. Специализированный жилищный фонд формируется из: жилых помещений, построенных или переоборудованных за счет средств бюджета города Севастополя; жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, не входящих в состав специализированного жилищного фонда, после прекращения действия договоров социального найма, найма жилого помещения, аренды этих помещений и их освобождения; жилых помещений, перешедших в государственную собственность города Севастополя в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя; иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Севастополю, пригодных для постоянного проживания граждан и отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя. Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя. Реестр создается и ведется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Севастополя».
В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте по имущественными земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно п. 4.2. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Согласно подпункту 25 пункта 3.1.2.7 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства г. Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, Департамент в соответствии с основными задачами наделяется полномочиями на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимать решения об отнесении жилых помещений, находящихся в собственности города Севастополя, в зависимости от целей использования к определенному виду жилищного фонда.
Таким образом, исключительными полномочиями по отнесению жилых помещений к определенному виду жилищного фонда обладает Департамент капитального строительства города Севастополя, а не Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, к компетенции которого отнесено ведение учета имущества казны и ведение реестра собственности города.
Сам по себе факт включения спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в качестве общежития не свидетельствует о его включении в специализированный жилищный фонд. Решение о включении жилого помещения уполномоченным органом - Департаментом капитального строительства города Севастополя – <адрес> - в специализированный жилищный фонд города Севастополя не принималось.
<адрес> поставлена на государственный кадастровый учет (кадастровый №) как жилое помещение без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
Одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами возник спор о праве Гоша А. В. на приватизацию занимаемого жилого помещения, разрешение которого во внесудебном порядке, с учетом выраженной позиции ответчика о том, что спорное жилое помещение является помещением общежития и относится к специализированному жилищному фонду, не подлежащему передаче в собственность граждан в порядке приватизации, не представляется возможным.
Принимая во внимание, что в силу требований статей 49, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления истцу спорной комнаты в бессрочное владение и пользование по договору социального найма № № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о том, что спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.
Договор социального найма с истцом не оспорен, не расторгнут и является действующим, виду чего запрошенная истцом государственная услуга по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гоша А.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо- ГБУ «Госжилфонд» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Гоша А.В., <данные изъяты>, в порядке приватизации, право собственности на комнату, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суда через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 21 декабря 2023 года.
Председательствующий И.Г.Блейз