УИД: №
Дело № 2-1404/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 года Кировский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Аристовой Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Шабуровой В.И.,
с участием представителя истца Унижук Н.В., действующей на основании удостоверения, представителя ответчика Лесниковой О.В., действующей на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к Обществу с ограниченной ответственностью «Промхимпермь» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском о возложении на Общество с ограниченной ответственностью «Промхимпермь» (ОГРН: 1175958037782, ИНН: 5903134340) обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия №; получить в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта №.
В обоснование заявленных требований указано, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в июне 2022 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды ООО «Промхимпермь» (далее – предприятие), осуществляющим деятельность по производству прочих химических продуктов по <адрес>. Производственные площадки по указанному адресу поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВОС) – №, I категории негативного воздействия, федеральный уровень надзора; № категории негативного воздействия, федеральный уровень надзора. 10 мая 2018 года ООО «Промхимпермь» получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, срок действия которого истек 11 ноября 2019 года. В нарушение требований законодательства об охране окружающей среды ООО «Промхимпермь» с заявкой на получение комплексных экологических разрешений не обратилось; продолжительное время осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения. Предприятие в 2019 году провело инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработало проект нормативов предельно допустимых выбросов, однако указанные документы составлены с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха. В нарушение пп. 3, 34 Порядка № предприятием составлен один общий отчет по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов предельно допустимых выбросов для 2 объектов ОНВОС. Кроме того, отчет по инвентаризации не содержит даты утверждения. В адрес директора общества прокуратурой 14 июня 2022 года вынесено представление №, требования которого до настоящего времени в полном объеме не исполнены. Согласно ответам от 08 июля 2022 года №, от 22 ноября 2022 года № разработка документации отложена на 2023 год, до окончания процедуры реорганизации. Между тем, процедура реорганизации в настоящее время отменена. Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности влечет отсутствие полной достоверной информации об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их качественных и количественных характеристик, может повлечь загрязнение атмосферного воздуха, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что установление срока для исполнения обязанности в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия является разумным.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования признала, однако просила установить срок для проведения необходимых работ по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды до 31 декабря 2023 года.
Представитель третьего лица Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебном заседании участия не принимал. Ранее был представлен письменный отзыв, в котором заявленные требования прокуратуры поддержал в полном объеме, указав, что Управлением 10 мая 2018 года Обществу выдано разрешение № на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, срок действия которого истек 11 ноября 2019 года. Кроме того, 26 июня 2020 года Общество и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. В период 2022 года ООО «Промхимпермь» к административной ответственности не привлекалось ввиду установленных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» ограничений. На момент рассмотрения исковых требований природоохранного прокурора заявительных материалов на получение разрешительных документов на осуществление деятельности в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и информации об инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия № от ООО «Промхимпермь» в Управление не поступало, что является нарушением вышеперечисленных норм природоохранного законодательства.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ).
Из материалов дела следует, что ООО «Промхимпермь» 17 сентября 2017 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности является производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки. Дополнительными видами деятельности являются, в том числе, производство промышленных газов; производство прочих основных неорганических химических веществ; производство химически модифицированных животных растительных жиров и масле, непищевых смесей животных или растительных жиров и масел; производство смазочных материалов, присадок к смазочным материалам и антифризов; сбор и обработка сточных вод; обработка отходов и лома цветных металлов; разработка строительных проектов; производство электромонтажных работ; торговля оптовая промышленными химикатами; торговля оптовая неспициализированная; разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности. Приведенные виды деятельности соответствуют основным видам деятельности, закрепленным в уставе общества (л.д. 53-56).
Постановлением Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 апреля 2021 года № ООО «Промхимпермь» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.1 КоАП РФ – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей (л.д. 22-23).
Директором ООО «Промхимпермь» 09 сентября 2021 года подписан приказ № о выводе из эксплуатации установки «ОЧХБ» для передачи новому собственнику, демонтаже оборудования и трубопроводов установки после его освобождения, дегазации, промывки от остатков химически опасных продуктов (л.д. 28).
30 марта 2022 года принято решение № произвести реорганизацию ООО «Промхимпермь» в форме присоединения к нему ООО «НПП Синтез». В последующем указанное решение было отменено (л.д. 51-52).
25 мая 2022 года Пермским межрайонным природоохранным прокурором принято решение о проведении проверки ООО «Промхимпермь» на предмет соблюдения требований федерального законодательства (л.д. 19).
08 июля 2022 года ООО «Промхимпермь» в ответ на преставление «Об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды от 14 июня 2022 года» сообщило, что обществом разработана и утверждена в 2019 году экологическая документация, в силу не зависящих от организации обстоятельств разрешение на выбросы загрязняющих веществ получено не было. На сегодняшний день ООО «Промхимпермь» находится в состоянии объединения с ООО «НПП Синтез», а также в связи с тем, что природоохранная документация разработка в 2019 году (истекает срок действия в 2023 году) разработка новой экологической документации экономически нецелесообразна (л.д. 9).
09 июня 2022 года старшим помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора получение объяснение Т., являющегося директором ООО «Промхимпермь» с 01 марта 2021 года, из которого следует, что программой предусмотрено проведение инструментального контроля, который не проводится. В 2021 году проверка эффективности ГОУ проводилась 1 раз, летом. В 2021 году принято решение о демонтаже и ликвидации органических титанатов (л.д. 30)
На основании приказа № от 16 июня 2022 года ООО «Промхимпермь» за нарушения, допущенные в области охраны окружающей среды исполняющему обязанности главного инженера К. объявлено замечание, специалисту по ОТ, ПБ и экологии З. приказано принять меры по устранению замечаний (л.д. 11).
В связи с неявкой представителя ООО «Промхимпермь» для вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, указанные постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч.ч. 1, 3 ст. 8.21 КоАП РФ направлены исполняющему обязанности руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
В связи с наличием нарушений, выявленных в ходе исполнения законодательства об охране окружающей среды ООО «Промхимпермь» постановлено возбудить дела об административных правонарушениях в отношении юридического лица ООО «Промхимпермь», предусмотренного: статьей 8.1 КоАП РФ; ч. 1 статьей 8.21 КоАП РФ; ч. 3 статьи 8.21 КоАП РФ. (л.д. 45-48).
До вынесения постановления о назначении административного наказания Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора были вынесены предупреждения от 06 августа 2021 года.
Мероприятия по устранению замечаний ООО «Промхимпермь» произведены не были.
05 июля 2022 года Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Промхимпермь», которое признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (л.д. 49-50).
04 октября 2022 года Пермская природоохранная межрайонная прокуратура просила сообщить в срок до 20 октября 2022 года о ходе устранения нарушений, перечисленных в представлении, с приложением копий подтверждающих документов, ранее не представленных в прокуратуру (л.д. 12).
Во исполнение ранее выданного предписания между Б. и ООО «Промхимпермь» заключен договор № от 03 октября 2022 года, по которому Б. должен выполнить подготовку декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год (декларация платы за НВОС), подготовку журналов движения отходов (ЖДО) за 2021год для двух площадок (л.д. 13-15).
24 ноября 2022 года Пермская природоохранная межрайонная прокуратура вновь просила сообщить в срок до 09 декабря 2022 года о ходе устранения нарушений, перечисленных в представлении, с приложением копий подтверждающих документов, ранее не представленных в прокуратуру (л.д. 17).
На указанное обращение ООО «Промхимпермь» сообщило следующее, что ООО «Промхимпермь» заключено дополнительное соглашение от 12 июля 2022 года № к договору от 13 ноября 2018 года № и дополнительное соглашение от 04 августа 2022 года № к договору от 13 ноября 2022 года № с АО «ГалоПолимер Пермь» на отбор проб выбросов от стационарных источников ООО «Промхимпермь», вытяжные вентиляции установки «Кама» и «ДТ». 27 июня 2022 года и 19 августа 2022 года проведены отборы проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух из вытяжной вентиляции установки «ДТ» и вытяжной вентиляции установки «Кама», что подтверждается актом отбора проб промышленных выбросов от 18 августа 2022 года (л.д. 18).
В подтверждение требований истца представлен отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и их источников ООО «Промхимпермь» из которого следует, на территории обществ имеется 13 источников загрязнения атмосферы, из низ 9 организованных и 4 неорганизованных (л.д. 32-43)
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 22 Закона № 96-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (п. 1 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ).
На основании п. 4 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
В силу положений п. 6 ст. 31.2 Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии п. 3 ст. 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
В нарушение вышеуказанных требований законодательства декларация о воздействии на окружающую среду обществом в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края программа производственного экологического контроля не разработана, производственный экологический контроль не осуществляется.
Согласно общедоступного ресурса ОНВОС на сайте https://uonvos.rpn.gov.ru объект, эксплуатируемый ООО «Промхипермь», расположенный по <адрес>, на государственный экологический учет не поставлен.
Кроме того, ООО «Промхимпермь» план мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ не согласовало с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, мероприятия по регулированию выбросов не выполняет, журнал учета периодов НМУ должным образом не ведет.
Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности может повлечь загрязнение окружающей среды, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
В судебном заседании представитель ответчика указанные факты нарушения законодательства не оспаривала.
Представителя ООО «Промхимпермь» просила установить срок для проведения необходимых работ по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды до 31 декабря 2023 года.
Данный довод представителя ответчика не может быть принят судом, т.к. в адрес общества изначально были направлены предупреждения с просьбой устранить выявленные нарушения. С момента выявления указанных нарушений, по мнению суда, прошло достаточно времени для их дальнейшего устранения, деятельность, связанная с выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух прекращена не была. Доказательств наличия каких-либо препятствий, не позволяющих устранить указанные нарушения, суду со стороны ответчика представлено не было.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, длительности неисполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, суд приходит к выводу о необходимости установления срока, в течение которого ООО «Промхимпермь» обязано:
- провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия №
- получить в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта №
в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Промхимпермь» обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов негативного воздействия №
- получить в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта №
На решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.
Судья Н.Л. Аристова