Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-72/2021 от 07.12.2021

И.о. мирового судьи с/у № 36 Лялюшко В.М.

УИД 35MS0036-01-2021-002766-36

    СОКОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

    ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    от 24 декабря 2021 года № 11-72/2021

    г. Сокол

    Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Мокиевской С.Н.,

при секретаре Капустиной Л.В.,

с участием ответчика Карпунина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» по доверенности Пятовской О.В. на решение и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 18 августа 2021 года по иску общества с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» к Харпуниной С.В. Карпунину А.В., Карпунину В.М., Карпуниной Т.И. и Карпунину М.М. о взыскании задолженности по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

общими долевыми собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются Карпунин М.М. и Карпунин В.М. (выписка из ЕГРН от 23 декабря 2021 года)

В указанном жилом доме зарегистрированы Харпунина С.В.,                    Карпунин А.В., Карпунин В.М., Карпунина Т.И. и Карпунин М.М.

С 01 января 2019 года ООО «АкваЛайн» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории восточной зоны Вологодской области.

ООО «АкваЛайн» обратилось в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнения иска от 18 августа 2021 года) к ответчикам о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 января 2019 года по 30 сентября                2020 года в размере 12 833 рубля 73 копейки, расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек.

Определением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 28 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Рязанцев М.М. в лице законных представителей Карпуниной И.В. и                 Рязанцева М.Н.

Определением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 27 июля 2021 года принят отказ ООО «АкваЛайн» от исковых требований к Рязанцеву М.М., производство по делу в указанной части прекращено, также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Сокол.

Представитель истца ООО «АкваЛайн» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчики Карпунин В.М. и Карпунин М.М. в судебном заседании выразили несогласие с иском в полном объеме, ссылаясь на отсутствие контейнерных площадок для дома и установку таких контейнеров в 2020 году на расстоянии                600 метров от дома.

Ответчики Харпунина С.В., Карпунина И.В., Карпунин А.В., Карпунина Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзывы не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Сокол в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Определением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 18 августа 2021 года принят отказ ООО «АкваЛайн» от исковых требований к Карпуниной И.В., производство по делу в указанной части прекращено.

Решением и.о. мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 36 от 18 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований ООО «АкваЛайн» отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением мирового судьи, представитель ООО «АкваЛайн» по доверенности Пятовская О.В. подала апелляционную жалобу на состоявшееся судебное решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что ответчиками не представлены доказательства самостоятельной утилизации бытовых отходов, а нахождение контейнеров для бытовых отходов далеко от дома не свидетельствует о неоказании истцом услуг по вывозу ТБО.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Карпунин М.М. указал на законность судебного решения.

Представитель истца ООО «АкваЛайн» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал.

Ответчик Карпунин В.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразил несогласие с апелляционной жалобой, указав на законность и обоснованность принятого мировым судьей решения, пояснил, что твердые бытовые отходы сдаются им в пункты приема пластика, стеклотары, ближайший контейнер расположен на расстоянии в 630 метрах от жилого <адрес> и был установлен в середине 2020 года.

Ответчики Харпунина С.В., Карпунин А.В., Карпунина Т.И., Карпунин М.М. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, проверив законность и обоснованность принятого мировым судьей решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апеллянта, полагает состоявшееся судебное решение соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

По правилам части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Твердые коммунальные отходы (ТКО) согласно Федеральному закону от             24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

С 01 января 2016 года собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 указанного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039.

Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее Правила № 1156).

Положения данных Правил подлежат применению к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил № 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил № 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом в силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8); в целях обеспечения такого права отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 22).

Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО «АкваЛайн», мировой судья исходил из того, что ближайшая к дому <адрес> контейнерная площадка для ТКО находится на расстоянии 630 метров от дома, что противоречит СанПиН 42-128-4690-88.

С данным выводом мирового судьи суд апелляционной инстанции соглашается, находит его основанным на вышеизложенных обстоятельствах дела и следующих правовых нормах.

До 01 января 2021 года действовали «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88.

Так, согласно пункту 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичные требования к местам размещения контейнерных площадок содержатся в пункте 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3, действующих с 01 марта 2021 года.

По информации Администрации г. Сокол ближайшая контейнерная площадка к жилому дому <адрес>, расстояние до контейнерной площадки составляет 600 метров.

Согласно карте контейнерных площадок, размещенной на официальном сайте Администрации г. Сокола, расстояние от <адрес> до контейнерных площадок по <адрес> – 427 м.; по                            <адрес> – 509 м.; по <адрес> – 624 м.

Судом установлен факт нахождения в спорный период ближайших к жилому дому ответчиков контейнерных площадок на расстоянии, превышающем установленное п.2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88, поэтому в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истце ООО «АкваЛайн» лежит обязанность по предоставлению доказательств фактического пользования ответчиками услугой по обращению с ТКО путем использования с этой целью конкретных контейнерных площадок, а не на ответчиках – по предоставлению доказательств, подтверждающих отрицательный факт – не использование ими указанных контейнерных площадок.

При отсутствии доказательств фактического пользования ответчиками услугой мировой судьей правильно установлено, что возложение на ответчиков обязанности по оплате истцу денежных средств в счет оплаты услуги по обращению с ТКО является незаконным и необоснованным.

Учитывая, что расстояние до ближайших к дому <адрес> контейнерных площадок превышает 500 метров, иные располагаются в значительном отдалении от дома ответчиков, принимая во внимание отсутствие достаточных и достоверных доказательств фактического пользования ответчиками в спорный период услугой по обращению с ТКО путем использования с этой целью какой-либо контейнерной площадки, мировой судья обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «АкваЛайн».

ООО «АкваЛайн» не лишено возможности ставить вопрос об увеличении количества оборудованных мест накопления ТКО перед Администрацией                       г. Сокола, а также требовать взыскания убытков, причиненных невозможностью взыскания с жителей города платы за оказание услуг по обращению с ТКО в связи с нарушениями, допущенными органом местного самоуправления при размещении контейнерных площадок для сбора ТКО.

Доводы, которые могли бы повлиять на правильность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, поэтому основания для ее удовлетворения не имеется.

Все значимые для рассматриваемого спора обстоятельства, доводы сторон, а также представленные ими доказательства судом первой инстанции должным образом исследованы и оценены.

    В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая во внимание, что мировым судьей при вынесении решения всесторонне и полно изучены материалы дела в их совокупности, правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, судебное решение основано на нормах материального права, нарушения норм процессуального права отсутствуют, состоявшееся судебное решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя ООО «АкваЛайн» по доверенности Пятовской О.В. - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░           № 36 ░░ 18 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.12.2021 ░░░░.

░░░░░                                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░░

11-72/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "АкваЛайн"
Ответчики
Карпунин Михаил Михайлович
Рязанцев Максим Николаевич
Рязанцев Матвей Максимович в лице законных представителей Карпуниной Ирины Викторовны и Рязанцева Максима Николаевича
Карпунина Татьяна Ивановна
Карпунина Ирина Викторовна
Карпунин Александр Викторович
Харпунина (Качева) Светлана Викторовна
Карпунин Виктор Михайлович
Другие
Администрация города Сокол Вологодской области
Пятовская Ольга Васильевна
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Мокиевская Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
07.12.2021Передача материалов дела судье
07.12.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
24.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022Дело оформлено
14.01.2022Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее