Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-674/2024 ~ М-603/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-674/2024

УИД 12RS0008-01-2024-000902-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Медведево 22 мая 2024 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Викторовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности в течение 18 месяцев обеспечить безопасность гидротехнического сооружения (далее – ГТС), расположенного на р. Орша у дер. Малая ОршаОршанского района (кадастровый номер 12-12-01/085/2009-394), а именно вустановленном законодательством Российской Федерации порядке:обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

В обоснование исковых требований указано на то, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, чтона территории Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл расположено ГТС на р. Орша у дер. Малая Орша Оршанского района (кадастровый номер 12-12-01/085/2009-394), находящееся в собственности Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл.Администрацией не принимаются достаточные меры по обеспечению его безопасности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.

В судебном заседании представитель истца Разумов А.А. исковые требования уточнил в части указания срока, просилвозложить исполнение обязанности в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представители ответчика, третьих лиц Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, администрации Оршанского района Республики Марий Эл, отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Оршанского района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон «О безопасности ГТС»), обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии ГТС) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», которым утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию (п. 7 Положения).

В силу положений Приказа Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» определен порядок регулярное обследования ГТС.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия, хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл расположено ГТС кадастровый номер 12:06:4601001:137 на р. Орша у дер. Малая Орша Оршанского района (условный номер 12-12-01/085/2009-394). Право собственности на данный объект зарегистрировано за МО «Большеоршинское сельское поселение» Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, которое присоединено к Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл.

Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком не принимаются достаточные меры по обеспечению безопасности ГТС, находящегося в ее собственности, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде: в нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом «О безопасности ГТС», постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1596; приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.12.2020 № 516 в установленном законодательством Российской Федерации порядке не внесены сведения о гидротехническом сооружении в российский регистр гидротехнических сооружений, не проводится регулярное обследование ГТС, не произведен расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, не представлены декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

По результатам проверки в адрес ответчика внесено представление от 1 февраля 2024 года об устранении выявленных нарушений. Требование прокуратуры органом местного самоуправления в полном объеме не исполнено.

Согласно представленным документам, ответчик приступил к исполнению законодательства по обеспечению безопасности, 30 октября 2023 года между Марковской сельской администрацией Оршанского муниципального района (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Технология» был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке комплектов документов для декларирования безопасности и проведению экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает обязательство на оказание услуг по разработке комплектов документов для декларирования безопасности и проведению экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее - услуга) в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Срок оказания услуг - со дня заключения Контракта; окончание оказания 31 августа 2024 г.

Также Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл заключен с ПАО «Ингосстрах» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ГТС на р. Орша у д. Mалая Орша Оршанского района)

Таким образом, из материалов дела следует, что настоящее время на дату рассмотрения дела ответчик не выполнил предусмотренные законодательством обязанности собственника гидротехнических сооружений в части представления декларации безопасности ГТС.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по обеспечению безопасности ГТС, безусловно приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, т.к. может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и созданию опасности причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Доводы ответчика о том, что подлежит уточнению требование в части правильного указания ответчика, судом отклоняются.

Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ № 131-ФЗ).

Согласно ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 11 ФЗ № 131-ФЗ границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют свои права в пределах соответствующей территории.

Статьями 2, 31 Устава Марковского сельского поселения Оршанского муниципального района Республики Марий Эл предусмотрено, чтоМарковская сельская администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительныефункции на территории Марковского сельского поселения, наделенным полномочием на решение вопросов местного значения, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Уставом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик по делу является надлежащим.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Марийского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Марковской сельской администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооруженийудовлетворить.

Обязать Марковскую сельскую администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Элв течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобеспечить безопасность гидротехнического сооружения,расположенного на р. Орша у дер. Малая ОршаОршанского района (условный номер 12-12-01/085/2009-394, кадастровый номер 12:06:4601001:137), а именно обеспечить представление декларации безопасности ГТС в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Н. Гаврилова

Мотивированное решение составлено 29 мая 2024 года

2-674/2024 ~ М-603/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марийская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Марковская сельская администрация Оршанского муниципального района РМЭ
Другие
Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Оршанского муниципального района РМЭ
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Администрация Оршанского муниципального района РМЭ
Суд
Медведевский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Гаврилова Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
medvedevsky--mari.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее