УИД:11RS0...-77
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 7 сентября 2022 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Гюлумян А.Г.,
при секретаре судебного заседания Луниной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № ...
по иску администрации муниципального образования городского округа «Воркута» к Чупрову Д.А. о расторжении договора социального найма, об обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к Чупрову Д.А. о расторжении договора социального найма в отношении муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>; обязании ответчика заключить договор социального найма в благоустроенном изолированном жилом помещении в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
В обоснование требований истец указал, что многоквартирный жилой дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В целях переселения из аварийного жилья Чупрову Д.А. с его согласия предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> Для расторжения договора социального найма и заключения договора по новому адресу Чупров Д.А. не является в администрацию.
Истец о судебном заседании извещен, заявил о рассмотрении дела без участия представителя.
Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что в настоящее время у него изменились планы и он хочет проживать в спорном жилом помещении, Он трудоустроен слесарем-сварщиком в поселковой котельной в пгт. Елецкий. Как и другие жители дома поддерживает его состояние, следит за исправностью отопления и водопровода, в подъезде установил входную дверь.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ)).
Пунктом 3 ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено Чупрову Д.А. по договору социального найма от 17 февраля 2010 г. № п1112, на состав семьи 2 человека, с учетом Евдокименко Е.В. (л.д.11-16).
Согласно сведениям, представленным отделом по вопросам миграции ОМВД России по г. Воркуте Чупров Д.А. зарегистрирован по адресу: г<адрес>
Из заключения №20 от 25 января 2012г. следует, что межведомственная комиссии, назначенная постановлением администрации МО ГО «Воркута» №766 от 30 мая 2011г., признала многоквартирный дом 15 по ул. Школьной, пос. Елецкий аварийным, подлежащим сносу (л.д.18).
11 февраля 2020 г. Чупров Д.А. обратился в УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с заявлением о предоставлении ему в целях переселения из аварийного жилья муниципального жилья, а именно, двухкомнатную квартиру площадью не менее 38,6 кв.м. в городской черте.
Из уведомления начальника УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» в адрес Чупрова Д.А. от 9 марта 2022г. следует, что администрацией принято решение в соответствии со ст. 86 ЖК РФ и в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019.- 2025годах» о предоставлении ответчику жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем он приглашен в администрацию для заключения договора социального найма в отношении указанного жилого помещения (л.д.26).
Из протокола заседания межведомственной комиссии по осмотру жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории МО ГО «Воркута», акта осмотра жилого помещения, следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, благоустроено, требованиям соответствует (л.д.20, 21-24).
В соответствии с п.35 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что расторжение договора социального найма жилого помещения и выселение из него граждан по требованию наймодателя или органов государственной власти и органов местного самоуправления, как следует из положений части 4 статьи 3 ЖК РФ, возможны лишь по установленным в Жилищном кодексе Российской Федерации основаниям и порядке (статьи 29, 83, 85 - 91 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 и части 2 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из указанного следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в соответствии со ст.89 ЖК РФ носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу части 1 статьи 63 этого же кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Приведенные нормы жилищного законодательства, устанавливающие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, являются одним из видов реализации конституционной гарантии прав на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
При этом нормы ЖК РФ не предусматривают возможность понудить граждан при вышеуказанных обстоятельствах в судебном порядке к заключению договора социального найма, тем самым против их воли возлагая на них права и обязанности нанимателя жилого помещения.
Иной подход в отсутствие специальных норм нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан свободно выбирать место жительства, а также противоречит общеправовому принципу свободы договора.
Следовательно, основания обязать ответчика к заключению договора социального найма с администрацией МО ГО «Воркута» отсутствуют.
Истцом избран ошибочный способ защиты законных интересов, поскольку требования истца должны рассматриваться в рамках процедуры выселения ответчика с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения.
На основании части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В данном случае требование истца о расторжение договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма удовлетворению не подлежат, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска администрации муниципального образования городского округа «Воркута» к Чупрову Дмитрию Александровичу о расторжении договора социального найма с ответчиком в отношении муниципального жилого помещения по адресу: <адрес>; обязании ответчика заключить договор социального найма в благоустроенном изолированном жилом помещении в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (14 сентября 2022 г.).
Председательствующий подпись А.Г. Гюлумян