Судья: Щетинкина И.А. Гр. дело № 33-4432/2021
(Гр. дело № 2-106/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Маликовой Т.А.
судей – Захарова С.В., Мельниковой О.А.
при секретаре – Дождевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зуевой Т.П. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 25 января 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Зуевой Т.П. к департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права пользования на условиях социального найма и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,
УСТАНОВИЛА:
Зуева Т.П. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, указав, что 18.10.2012 г. ею в связи с трудовыми отношения с ФГУП <данные изъяты> заключен типовой договор найма служебного жилого помещения № в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована, постоянно проживает, несет бремя его содержания. В 2014 году в связи с реорганизацией ФГУП <данные изъяты> в АО <данные изъяты>» жилой дом по адресу: <адрес>, со всеми жилыми помещениями на основании распоряжения Территориального управления Росимущества РФ по Самарской области от 04.09.2014 г. № и акта приема-передачи имущества передан в муниципальную собственность г. Самары. 07.04.2020 г. по ее обращению от Департамента управления имуществом г.о. Самара получен ответ об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с отнесением жилого помещения к специализированному в составе муниципального имущества. С отказом ответчика она не согласна. Спорное помещение предоставлено ей в связи с трудовыми отношениями, предоставление и вселение осуществлено на законных основаниях до передачи его в муниципальную собственность.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, просила суд возложить на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность заключить с ней договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Зуева Т.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции истец Зуева Т.П., представитель истца Кузьминский Д.А. доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара Коршикова О.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Зуева Т.П. состояла в трудовых отношениях с ФГУП <данные изъяты> с июня 1986 года по 26.09.2013 г., что подтверждается трудовой книжкой, справкой АО <данные изъяты> от 13.07.2020 г. №.
Согласно справкам АО <данные изъяты>, по данным архива АО <данные изъяты>, начисления и удержания квартирной платы производились с 1.01.1990г. по 30.04.1990г. Зуевой Т.П. АО адресу: <адрес>, с 1.05.1990г. по 31.12.1995г. – по адресу: <адрес>. Зуева Т.П. с января 1996г. по 14.12.2012г. проживала по адресу: <адрес>. Супруг истца ФИО1, подавший 10.12.1984г. в комиссию по месту трудоустройства заявление на улучшение жилищных условий, был включен в список работников цеха № на получение жилой площади, согласно условий очередности на 2004г. На дату включения в указанный список, ФИО1 проживал в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, занимал одну из четырех комнат, составом семь 3 чел.
18.10.2012 г. между ФГУП <данные изъяты> (наймодатель) и Зуевой Т.П. (наниматель) заключен типовой договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому, наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (п. 1). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: супруг ФИО1 (п. 3). Договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора (пп. 3 п. 16).
В жилом помещении по адресу: <адрес> 14.12.2012 г. по настоящее время зарегистрирована Зуева Т.П., с 14.12.2012 г. по 13.09.2018 г. был зарегистрирован супруг ФИО1
На истца открыт лицевой счет №.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.07.2020 г., правообладателем жилого помещения по адресу: <адрес> является муниципального образования г.о. Самара, право собственности зарегистрировано 26.05.2015 г.
Зуева Т.П. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об исключении занимаемой ею квартиры из специализированного жилищного фонда и заключении с ней договора социального найма.
Письмом от 07.04.2020 г. № Департамент управления имуществом г.о. Самара уведомил истца об отсутствии оснований для исключения спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда для решения вопроса о заключении договора социального найма помещения.
Руководствуясь статьями 12, 13, 49, 57, 63, 64 ЖК РФ, статьями 1, 2, 4, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку жилое помещение в настоящее время находится в собственности муниципального образования, и относится к специализированному жилищному фонду, истец в трудовых отношениях с наймодателем не состоит, не является нуждающейся в жилом помещении, решение о предоставлении спорного жилого помещения истцу на условиях социального найма органом местного самоуправления г.о. Самара не принималось.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, полагает их постановленными при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норма материального права.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2).
В соответствии с п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что к жилым помещениям, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 11 апреля 2011 г. N 4-П, Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем.
Граждане, проживающие в таких жилых помещениях, которые им были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Таким образом, граждане, занимающие указанные жилые помещения на законных основаниях, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Применение положений статей 49 - 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, при котором учитывается такой критерий, как обеспеченность иным жилым помещением, в случаях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением им на условиях социального найма другого жилого помещения из числа свободных жилых помещений, невозможно, поскольку в данном случае имеют место другие правоотношения по оформлению договора социального найма уже занятых гражданами жилых помещений на законных основаниях.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, решение о отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду после принятия в муниципальную собственность не принималось.
Как усматривается из материалов дела, жилой дом № по <адрес>, принят в муниципальную собственность от <данные изъяты> на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Самаркой области от 04.09.2014 г. № и акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, передаваемого в муниципальную собственность г.о. Самара от 18.10.2014 г., состоит в реестре муниципального имущества на основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.11.2014 г. №.
Таким образом, дом, в котором расположено занимаемое Зуевой Т.П. жилое помещение, передан от государственного предприятия в муниципальную собственность.
Факт принятия решения о передаче жилого дома, который находился в государственной собственности и был закреплен за <данные изъяты>, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено Зуевой Т.П. в установленном законом порядке до передачи дома в муниципальную собственность, с истцом, проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима, в силу закона должен быть заключен договор социального найма.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Поскольку указанным требованиям решение суда не отвечает, исходя из интересов законности, законных интересов участников гражданских правоотношений, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в полном объеме с постановлением нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 25 января 2021 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Зуевой Т.П. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара заключить с Зуевой Т.П. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: