Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2022 ~ М-98/2022 от 06.05.2022

Дело № 2-138/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года                                                                                пос. Вожега

     Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Хватовой Ю.Б.,

     при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артемьевой И.Ю.,

     с участием: помощника прокурора Вожегодского района Вологодской области Малышева Н.С., представителя ответчика МБОУ «Тигинская школа» директора Зубковой Е.Л., представителя ответчика администрации Вожегодского муниципального района по доверенности Кристя А.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Тигинская школа», Управлению образования Вожегодского муниципального района <адрес>, администрации Вожегодского муниципального района <адрес> о понуждении устранить нарушения антитеррористического законодательства,

установил:

     прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Тигинская школа» (далее – МБОУ «Тигинская школа») о понуждении устранить нарушения антитеррористического законодательства.

     В обоснование иска указано, что согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

     Требования к антитеррористической защищенности объектов сферы образования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>. Данные Требования предусматривают обеспечение антитеррористической защищенности объектов путем осуществления комплекса определенных мер в зависимости от присвоенной категории опасности. В силу положений подпункта «д» пункта 24 Требований в отношении объектов четвертой категории опасности осуществляются, кроме прочего: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта должны быть проведены в течение 2 финансовых лет, следующих за годом, в котором проведено категорирование.

      В оперативном управлении МБОУ «Тигинская школа» находится здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Категорирование объекта проведено <дата обезличена>, объекту присвоена четвертая категория опасности и установлено, что в целях антитеррористической защищенности необходимо оборудование объекта (территории) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные мероприятия должны были быть проведены до <дата обезличена>, однако до настоящего времени они не проведены.

      Неисполнение требований антитеррористического законодательства на объекте образования может поставить под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также иных лиц, которые могут находиться на объекте.

      Просит возложить на МБОУ «Тигинская школа» обязанность в срок до <дата обезличена> устранить нарушения требований антитеррористического законодательства на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а именно: оборудовать его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

      В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования увеличил, просил также возложить на Управление образования Вожегодского муниципального района <адрес> и администрацию Вожегодского муниципального района <адрес> обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию здания МБОУ «Тигинская школа» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

      Определением суда от <дата обезличена>, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление образования Вожегодского муниципального района <адрес>, администрация Вожегодского муниципального района <адрес>.

     В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования уточнил в части срока исполнения обязанностей, просил обязать исполнить ответчиков обязанности в срок до <дата обезличена>, в остальном исковые требования поддержал.

      Представитель ответчика МБОУ «Тигинская школа» директор ФИО4 в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что если будет предоставлено финансирование, то школа выполнит обязанность по выполнению указанных в иске мероприятий.

      Представитель ответчика администрации Вожегодского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям Управления образования Вожегодского муниципального района, которое является самостоятельным органом местного самоуправления и главным распорядителем средств местного бюджета в сфере образовательной деятельности, в связи с чем администрация Вожегодского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.

      Представитель ответчика Управления образования Вожегодского муниципального района в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями о возложении на Управление обязанности по финансированию мероприятий согласен, указав, что на финансирование антитеррористических мероприятий необходимы значительные денежные средства, которые предоставить в ближайшее время не представляется возможным.

      Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

      В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

      Согласно статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

       На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

       Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

        Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

         Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

         Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 5 Требований).

         Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

         Пунктом 24 Требований установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д» пункта 24 Требований).

         Из материалов дела следует, что в оперативном управлении МБОУ «Тигинская школа» находится здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

        В результате обследования и категорирования указанного здания в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности зданию школы присвоена четвертая категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования здания школы от <дата обезличена>.

         Согласно данному акту, необходимо оборудование объекта (территорий) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

         Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы, в первую очередь, учащихся и сотрудников учреждения, не обеспечивает предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

         В соответствии с пунктом 1.4 Устава МБОУ «Тигинская школа» учредителем учреждения и собственником его имущества является Вожегодский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования Вожегодского муниципального района.

      Согласно Положения об Управлении образования Вожегодского муниципального района, Управление является органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; обеспечение выполнения мероприятий по территориальной и гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противопожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, в части возложенных полномочий.

      Управление осуществляет полномочия главного администратора доходов местного бюджета Вожегодского муниципального района, главного распорядителя и получателя средств местного бюджета Вожегодского муниципального района.

      При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, учитывая, что обязанность по осуществлению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) возлагается на образовательное учреждение, а обязанность по финансированию данных мероприятий – на орган местного самоуправления, принимая во внимание, что мероприятие по оборудованию здания школы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, до настоящего времени не осуществлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на МБОУ «Тигинская школа» обязанности по проведению мероприятия по оборудованию здания школы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а на ответчика Управление образования Вожегодского муниципального района – обязанности по обеспечению финансирования МБОУ «Тигинская школа», необходимого для проведения указанного мероприятия.

       Заявленный помощником прокурора срок исполнения данных обязанностей до <дата обезличена> суд, с учетом требований бюджетного законодательства, законодательства о госзакупках, размера расходов, полагает достаточным. Кроме того, в случае недостаточности указанного срока для исполнения возложенных обязанностей, ответчики имеют право на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

       Исковые требования к администрации Вожегодского муниципального района удовлетворению не подлежат, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по делу.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

      возложить на Управление образования Вожегодского муниципального района <адрес> обязанность в срок до <дата обезличена> обеспечить финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигинская школа» в целях осуществления мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте (здании школы), расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: по оборудованию его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

     Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тигинская школа» обязанность в срок до <дата обезличена> осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте (здании школы), расположенном по адресу: <адрес>, д.Левинская, <адрес>, путем оборудования его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

    В удовлетворении исковых требований к администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.

     Решение в окончательной форме принято 28 июля 2022 года.

       Судья: - Хватова Ю.Б.

2-138/2022 ~ М-98/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Вожегодского района
Ответчики
МБОУ "Тигинская школа"
Администрация Вожегодского муниципального района
Управление образования Вожегодского района
Суд
Вожегодский районный суд Вологодской области
Судья
Хватова Ю.Б.
Дело на странице суда
vozhegodsky--vld.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее