Дело № 2-138/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года пос. Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Хватовой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артемьевой И.Ю.,
с участием: помощника прокурора Вожегодского района Вологодской области Малышева Н.С., представителя ответчика МБОУ «Тигинская школа» директора Зубковой Е.Л., представителя ответчика администрации Вожегодского муниципального района по доверенности Кристя А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Тигинская школа», Управлению образования Вожегодского муниципального района <адрес>, администрации Вожегодского муниципального района <адрес> о понуждении устранить нарушения антитеррористического законодательства,
установил:
прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Тигинская школа» (далее – МБОУ «Тигинская школа») о понуждении устранить нарушения антитеррористического законодательства.
В обоснование иска указано, что согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности объектов сферы образования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>. Данные Требования предусматривают обеспечение антитеррористической защищенности объектов путем осуществления комплекса определенных мер в зависимости от присвоенной категории опасности. В силу положений подпункта «д» пункта 24 Требований в отношении объектов четвертой категории опасности осуществляются, кроме прочего: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта должны быть проведены в течение 2 финансовых лет, следующих за годом, в котором проведено категорирование.
В оперативном управлении МБОУ «Тигинская школа» находится здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Категорирование объекта проведено <дата обезличена>, объекту присвоена четвертая категория опасности и установлено, что в целях антитеррористической защищенности необходимо оборудование объекта (территории) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные мероприятия должны были быть проведены до <дата обезличена>, однако до настоящего времени они не проведены.
Неисполнение требований антитеррористического законодательства на объекте образования может поставить под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также иных лиц, которые могут находиться на объекте.
Просит возложить на МБОУ «Тигинская школа» обязанность в срок до <дата обезличена> устранить нарушения требований антитеррористического законодательства на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а именно: оборудовать его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования увеличил, просил также возложить на Управление образования Вожегодского муниципального района <адрес> и администрацию Вожегодского муниципального района <адрес> обязанность по финансированию мероприятий по оборудованию здания МБОУ «Тигинская школа» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением суда от <дата обезличена>, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление образования Вожегодского муниципального района <адрес>, администрация Вожегодского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования уточнил в части срока исполнения обязанностей, просил обязать исполнить ответчиков обязанности в срок до <дата обезличена>, в остальном исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МБОУ «Тигинская школа» директор ФИО4 в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что если будет предоставлено финансирование, то школа выполнит обязанность по выполнению указанных в иске мероприятий.
Представитель ответчика администрации Вожегодского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям Управления образования Вожегодского муниципального района, которое является самостоятельным органом местного самоуправления и главным распорядителем средств местного бюджета в сфере образовательной деятельности, в связи с чем администрация Вожегодского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика Управления образования Вожегодского муниципального района в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями о возложении на Управление обязанности по финансированию мероприятий согласен, указав, что на финансирование антитеррористических мероприятий необходимы значительные денежные средства, которые предоставить в ближайшее время не представляется возможным.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от <дата обезличена> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 5 Требований).
Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Пунктом 24 Требований установлено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д» пункта 24 Требований).
Из материалов дела следует, что в оперативном управлении МБОУ «Тигинская школа» находится здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В результате обследования и категорирования указанного здания в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности зданию школы присвоена четвертая категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования здания школы от <дата обезличена>.
Согласно данному акту, необходимо оборудование объекта (территорий) системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы, в первую очередь, учащихся и сотрудников учреждения, не обеспечивает предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава МБОУ «Тигинская школа» учредителем учреждения и собственником его имущества является Вожегодский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования Вожегодского муниципального района.
Согласно Положения об Управлении образования Вожегодского муниципального района, Управление является органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится, в том числе: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; обеспечение выполнения мероприятий по территориальной и гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противопожарной безопасности, охране труда и технике безопасности, в части возложенных полномочий.
Управление осуществляет полномочия главного администратора доходов местного бюджета Вожегодского муниципального района, главного распорядителя и получателя средств местного бюджета Вожегодского муниципального района.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, учитывая, что обязанность по осуществлению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) возлагается на образовательное учреждение, а обязанность по финансированию данных мероприятий – на орган местного самоуправления, принимая во внимание, что мероприятие по оборудованию здания школы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, до настоящего времени не осуществлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на МБОУ «Тигинская школа» обязанности по проведению мероприятия по оборудованию здания школы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а на ответчика Управление образования Вожегодского муниципального района – обязанности по обеспечению финансирования МБОУ «Тигинская школа», необходимого для проведения указанного мероприятия.
Заявленный помощником прокурора срок исполнения данных обязанностей до <дата обезличена> суд, с учетом требований бюджетного законодательства, законодательства о госзакупках, размера расходов, полагает достаточным. Кроме того, в случае недостаточности указанного срока для исполнения возложенных обязанностей, ответчики имеют право на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Исковые требования к администрации Вожегодского муниципального района удовлетворению не подлежат, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на Управление образования Вожегодского муниципального района <адрес> обязанность в срок до <дата обезличена> обеспечить финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тигинская школа» в целях осуществления мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте (здании школы), расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: по оборудованию его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тигинская школа» обязанность в срок до <дата обезличена> осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на объекте (здании школы), расположенном по адресу: <адрес>, д.Левинская, <адрес>, путем оборудования его системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В удовлетворении исковых требований к администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2022 года.
Судья: - Хватова Ю.Б.