Дело № 2- 2092/2023
УИД №01RS0006-01-2023-002144-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующей судьи ФИО5
при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Администрации ФИО10 о признании бездействия администрации ФИО11, выразившегося в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконным в отношении неопределенного круга лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Истец в лице Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее- Управление) обратилось в суд с иском Администрации ФИО12 о признании бездействия администрации ФИО13, выразившегося в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконным в отношении неопределенного круга лиц.
В обоснование требований указано, что в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> поступило обращения гр. ФИО2 (вх.386 от ДД.ММ.ГГГГ) для дачи оценки соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерной площадки, установленной по адресу: пгт.Энем, <адрес>.
В целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды в соответствии с требованиями ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и объективного рассмотрения обращения гр. ФИО2 в виду того что на основании постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. № проведение контрольно-надзорных мероприятий приостановлено, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Тахтамукайском и <адрес>х направлен запрос (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) главе администрации ФИО14 по вопросам принадлежности земельного участка, на котором размещено место сбора ТКО, определения расстояния до ближайшего жилого дома, МКД.
Согласно представленного ответа на запрос (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что контейнерная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: пгт.Энем, <адрес>, согласно Единого государственного реестра, категория земель-земли населенных пунктов, согласно представленного администрацией ФИО15 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка является ФИО16. Контейнерная площадка в реестр муниципальной собственности включена, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложенных к письму гр. ФИО2 документов расстояние до ближайшего дома составляет 13м., при норме в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 не менее 20 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО.
По запросу и письмам (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) направленным в адрес администрации ФИО17 не представлена информация о замерах расстояния до ближайшего жилого дома, МКД. В связи с чем направлен запрос (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) в администрацию МО «<адрес>» о предоставлении информации по расстояниям от контейнерных площадок до ближайших жилых домов по представленному реестру, приложенному к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации ФИО18 установки контейнерных площадок на территории муниципального образования.
Согласно ответа на запрос (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) полученного из администрации МО «<адрес>» расстояние от контейнерной площадки, установленной по адресу: пгт.Энем, <адрес> до ближайшего МКД составляет 17 метров, что соответствует требованиям п.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 с учетом допускаемого уменьшения расстояния не более чем на 25% от 20 метров нормативного значения.
При неоднократных выездах по месту размещения вышеуказанной площадки установлено: на площадке размещены 4 металлических контейнера без крышек, контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за переделы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям п.3 СанПин 2.1.3684-21, в нарушении п.10 СанПин 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО в мусоровоз не очищаются от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки, что подтверждается приложенными фотоматериалами.
По результатам осмотра в адрес ФИО19 направлено два письма с выявленными нарушениями для принятия мер (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) по приведению в соответствие контейнерной площадки по адресу: пгт.Энем, <адрес> для сбора ТКО установленной с нарушениями требований законодательства. Однако, меры не приняты, по вопросу установления ограждений, согласно ответа, администрация включила данную контейнерную площадку в график на 2024 год и сообщила, что не представляется возможным перенос места сбора ТКО.
Просит обязать Администрацию ФИО20 прекратить бездействие, принять меры по приведению в соответствие контейнерной площадки для сбора ТКО на участке, правообладателем которой является ФИО21 по адресу: пгт.Энем, <адрес>, установленной с нарушением требований п.3, п.10 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, а именно: металлические контейнера не оборудованы крышками, контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, после погрузки ТКО в мусоровоз не очищаются от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Обеспечить соблюдение требований ч.ч.1,3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. ФЗ-89, СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, п.3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. № в части организации мест накопления отходов соответствующим требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал, на удовлетворении требований настаивал на основаниям, изложенным в иске
Представитель ответчика Администрации ФИО22 в судебное заседание не явился, заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Суд, заслушав представителя истца, участвующего в судебном заседании, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
С учетом ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ, имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Руководствуясь ст. 46 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе или в защиту прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктами 1,3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 в редакции постановления Правительства РФ № 428 от 21.05.2013, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидимиологического надзора в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей. Согласно Постановления Правительства РФ « Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154, в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ № 612 от 19.06.2012, руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство РФ, Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Правительством РФ в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Часть 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 13.4 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации и формировании экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Тахтамукайском и <адрес>х поступило обращение гр. ФИО2 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) для дачи оценки соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства контейнерной площадки, установленной по адресу: <адрес> пгт.Энем, <адрес>.
В целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды в соответствии с требованиями ст.22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и объективного рассмотрения обращения гр. ФИО2 в виду того что на основании постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. № проведение контрольно-надзорных мероприятий приостановлено, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> вг. Адыгейске, Тахтамукайском и <адрес>х направлен запрос (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) главе администрации ФИО23 по вопросам принадлежности земельного участка, на котором размещено место сбора ТКО, определения расстояния до ближайшего жилого дома, МКД.
Согласно представленного ответа на запрос (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что контейнерная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером № категория земель-земли населенных пунктов, по адресу: <адрес> пгт.Энем, <адрес>, согласно представленного администрацией ФИО24 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка является ФИО25. Контейнерная площадка в реестр муниципальной собственности включена, постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложенных к письму гр. ФИО2 документов расстояние до ближайшего дома составляет 13м., при норме в соответствии с требованиями СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 не менее 20 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО.
По запросу и письмам (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) направленным в адрес администрации ФИО26 не представлена информация о замерах расстояния до ближайшего жилого дома, МКД. В связи с чем направлен запрос (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) в администрацию МО «<адрес>» о предоставлении информации по расстояниям от контейнерных площадок до ближайших жилых домов по представленному реестру, приложенному к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации ФИО27 установки контейнерных площадок на территории муниципального образования.
Согласно ответа на запрос (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) полученного из администрации МО «<адрес>» расстояние от контейнерной площадки, установленной по адресу: пгт.Энем, <адрес> до ближайшего МКД составляет 17 метров, что соответствует требованиям п.4 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 с учетом допускаемого уменьшения расстояния не более чем на 25% от 20 метров нормативного значения.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, включающие также вопросы обустройства контейнерных площадок регламентированы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах - не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
Пунктом 10 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Из материалов дела следует, что при неоднократных выездах представителей истца по месту размещения площадки по адресу: пгт.Энем, <адрес> установлено: на площадке размещены 4 металлических контейнера без крышек, контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за переделы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям п.3 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, в нарушении п.10 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО в мусоровоз не очищаются от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки, что подтверждается приложенными фотоматериалами.
По результатам осмотра в адрес ФИО28 направлено два письма с выявленными нарушениями для принятия мер (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) по приведению в соответствие контейнерной площадки по адресу: пгт.Энем, <адрес> для сбора ТКО установленной с нарушениями требований законодательства. Однако, меры не приняты, по вопросу установления ограждений, согласно ответа, администрация включила данную контейнерную площадку в график на 2024 год и сообщила, что не представляется возможным перенос места сбора ТКО.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 8 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Администрации ФИО29 заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Администрации ФИО30 о признании бездействия администрации ФИО31, выразившегося в невыполнении требований санитарного законодательства, незаконным в отношении неопределенного круга лиц-удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации ФИО32, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие контейнерной площадки для сбора ТКО на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> пгт.Энем, <адрес>.
Обязать Администрацию ФИО33 (ИНН 0107009052; ОГРН 1050100647101) принять меры по приведению в соответствие контейнерной площадки для сбора ТКО на участке, собственником которой является ФИО34 по адресу: <адрес> пгт.Энем, <адрес>, установленной с нарушением требований п.3, п.10 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, а именно: металлические контейнера не оборудованы крышками, контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, после погрузки ТКО в мусоровоз не очищаются от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Обязать Администрацию ФИО35 (ИНН 0107009052; ОГРН 1050100647101) обеспечить соблюдение требований ч.ч.1,3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. ФЗ-89, СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, п.3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. № в части организации мест накопления отходов соответствующим требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ФИО36