Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 г. с.<адрес>
Джейрахский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО5
при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя по доверенности Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
представитель истца в исковом заявлении указывает, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась за установлением пенсии в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата пенсии производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В Отделение СФР по РИ ДД.ММ.ГГГГ поступила информация с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о лицах, которым одновременно производилась выплата пенсии, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, согласно которой гражданка ФИО1 являлась получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Просит взыскать с ФИО1 в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ незаконно полученные денежные средства в размере 1 664 316, 61 руб.
В судебном заседании представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение представителя истца, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения.
ДД.ММ.ГГГГ действие вышеназванного Соглашения прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения. Российская Федерация денонсировала Соглашение Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 175-ФЗ.
Как следует из искового заявления, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем страховой пенсии по старости, которая была назначена ей в соответствии законодательством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ В связи с тем, что ФИО1 одновременно получала пенсию по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан, выплата пенсии ей прекращена. Сумма переплаты пенсионных средств составила 1 664 316, 61 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 31 названного федерального закона), пунктом 1 статьи 18 которого было установлено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Из содержания части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
С ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 23, статья 25 названного федерального закона) и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 5 статьи 26, части 1, 2 статьи 28 данного федерального закона) закреплены сходные с нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» нормативные положения, обязывающие пенсионера извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а также возмещать ущерб, причиненный пенсионному органу в результате выплаты излишних сумм пенсии.
В случае установления недобросовестных действий пенсионера, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
В силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, излишне выплаченная ФИО1 сумма пенсии должна быть возвращена получателем в случае установления недобросовестности с ее стороны, в данном случае недобросовестности ФИО1 - лица, которому эта пенсия по старости была назначена, или счетной ошибки.
По настоящему делу юридически значимым с учетом исковых требований Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях ФИО1 при получении ею сумм пенсии на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО1) по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО1 при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм пенсии по старости возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
При обращении с заявленными требованиями, истцом не представлены доказательства, подтверждающие обращение ФИО1 за назначением ей пенсионных выплат на территории Республики Казахстан. Данные юридически значимые обстоятельства, в том числе, обстоятельство того, что ФИО1 получала на территории Республики Казахстан именно тот же вид пенсии, предусмотренный на территории Российской Федерации, в судебном заседании не установлен. Также не установлено обстоятельство выплаты и получения соответствующего вида пенсии ФИО1 на территории Республики Казахстан, в частности, истцом не истребовано заявление ФИО1 о назначении ей пенсии на территории Республики Казахстан. Истцом не представлено пенсионное дело ФИО1, в котором отражены все данные о личности пенсионера (паспортные данные, вид назначаемой пенсии и т.д.), а также истцом не представлено достоверных доказательств, объективно подтверждающих факт выезда ФИО1 с территории Российской Федерации на постоянное место жительства в иное государство, а также сведения о фактическом месте проживания ФИО1 в настоящее время.
Кроме того, обращаясь с исковыми требованиями, истец просит взыскать с ФИО1 сумму переплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 664 316, 61 руб., тогда как в представленном расчете переплаты период указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Информация с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о лицах, которым одновременно производилась выплата пенсии, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан поступила в Отделение фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть после прекращения выплаты пенсии ФИО1
Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.
В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении выплат принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на выплату, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Кроме того, в соответствии, как с прежним, так и действующим правовым регулированием территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных пенсионером документов на всех этапах.
Таким образом, правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ввиду не предоставления истцом доказательств в обоснование заявленных требований, суд не находит оснований для удовлетворений искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление представителя по доверенности Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Джейрахский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий