Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-676/2023 от 07.04.2023

Гр.дело № 2-676/2023

77RS0021-02-2022-016175-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 августа 2023 г. г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Безруких Е.С.,

при секретаре Завальнюк Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ ЦЖКУ Министерства обороны РФ о понуждении к планированию работ по ремонту системы водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор 73 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ ЦЖКУ Министерства обороны РФ о понуждении к планированию работ по ремонту системы водоснабжения.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки было установлено, что в военном городке войсковой части <адрес> распложенном в <адрес>, объекты водопроводно-канализационного хозяйства, включающие в себя артезианскую скважину, ети водоснабжения протяженностью 2000 мп и резервуар запаса воды объемом 240 м3 нуждаются в ремонте. Указанные объекты в 2017 году переданы на оперативное управление ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по Балтийскому флоту, последний раз их ремонт производился в 2007 году. ПО всей протяженности трубопровода зафиксированы скрытые многочисленные утечки, периодически возникаю прорывы. Р результате происходит воды и она не соответствует предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям. Бездействие собственника противоречит требованиям закона и нарушает права военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду. Войсковая часть <адрес> входит в состав ФКУ Войсковая часть <адрес> «Управление Балтийского Флота».

Ссылаясь на Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», ст. 210 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", просил обязаь Министерство обороны РФ осуществить мероприятия по приведению системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка (<адрес>) в соответствие с требованиями закона, обеспечивающим холодное водоснабжение существующих объектов питьевой водой надлежащего качества, путем капитального ремонта комплекса системы водоснабжения в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу.

Уточнив заявленные требования, прокурор указал, что протоколами лабораторных исследований подтверждается ненадлежащее качество воды централизованной системы водоснабжения военного городка . Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции полномочия собственника имущества Вооруженных Сил РФ. Для выполнения капитального ремонта необходимо заключение государственного контракта, что возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств. Также для проведения капитального ремонта необходимо определение его стоимости. При проведении весенних и осенних осмотров в 2020-2022 гг. ЦЖКУ были обнаружены и зафиксированы повреждения спорной системы водоснабжения, о чем составлялись соответствующие акты, делались выводы о необходимости проведения капитального ремонта путем замены трубопровода и 20 коверных задвижек запорно-движущей арматуры. Однако Минстерство обороны не предприняло меры по финансированию и организации заключения государственного контракта на проведение капитального ремонта.

Просил обязать Министерство обороны РФ, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2024 и 2025 годы, запланировать работы по приведению системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка (<адрес> <адрес>) в соответствие с требованиями закона, обеспечивающим водоснабжение существующих объектов питьевой водой надлежащего качества, путем замены трубопровода ДУ 110-180 мм, 2000 мп, а также замены 20 коверных задвижек запорно-движущей арматуры сетей водоснабжения, в течение 2-х лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель прокуратуры Глухов В.С. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что ответчиками допущено незаконное бездействие по невыполнению ремонта системы водоснабжения. Включение капитального ремонта в план повлечет для ответчика необходимость отчитаться о его выполнении, и таким образом, возможно восстановление прав неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности, являющаяся также представителем третьего лица ФКУ «Войсковая часть <адрес> (Управление Балтийского Флота)» по доверенности Юдина А.В. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Пояснила, что ремонт объектов коммунального хозяйства Минобороны отнесен к полномочиям ЦЖКУ. Оснований у прокурора вмешиваться в хозяйственную деятельность ответчика не имеется. Представила письменные возражения на иск. (л.д. 161-163).

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по доверенности, являющийся также представителем третьего лица филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Балтийскому флоту) по доверенности Радзинский С.В. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что ЦЖКУ является ненадлежащим ответчиком, поскольку выполнение капитального ремонта и его финансирование не относится к его компетенции. Со стороны ЦЖКУ бездействие не допущено, заявки на ремонт подавались, но в 2022 и 2023 годах Министерством обороны денежные средства на это не выделялись.

Выслушав стороны, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Из материалов дела и пояснений сторон судом установлено, что артезианская скважина, сети водоснабжения протяженностью 2000 м.п, резервуар для воды (инв. ), расположенные в <адрес> в военном городке (войсковая часть -Д), находятся в собственности Министерства обороны РФ и переданы на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении осмотров системы водоснабжения военного городка войсковой части -Д, расположенного в <адрес> в 2020, 2021 и 2022 годах были выявлены дефекты трубопровода, протяженностью 2000 м.п. в виде периодических прорывов в связи с изношенностью, многочисленные скрытые утечки, наличие «заболоченных участков», из чего сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта – замены указанного трубопровода. Кроме того, установлено, что запорная арматура водопроводного колодца (коверные задвижки) находятся в неисправном состоянии и также требуют замены, то есть капитального ремонта, что подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 02.03.2023

Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Балтийскому флоту) составлялись дефективные акты и в заявочный перечень коммунальных объектов требующих капитального ремонта в 2022 году и в 2023 году были включены указанные объекты системы водоснабжения, однако в план капитального ремонта данные объекты в 2022 и 2023 годах они не включались и государственные контракты для проведения капитального ремонта не заключались.

Из протоколов лабораторных исследований воды, пробы которой взяты из артезианской скважины и распределительной сети в военном городке <адрес>, следует, что:

ДД.ММ.ГГГГ – превышены показатели мутности и железа, кроме того в распределительной сети (столовой и штабе) превышены показатели на общие колиформные бактерии, остальные показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы;

ДД.ММ.ГГГГ – превышен показатель общего микробного числа в пробе из скважины, остальные показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы;

ДД.ММ.ГГГГ – в распределительной сети выявлен затхлый запах, превышен показатель мутности, остальные показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы;

ДД.ММ.ГГГГ – превышен показатель мутности, остальные показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы;

ДД.ММ.ГГГГ – превышен показатель мутности, остальные показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы;

ДД.ММ.ГГГГ – превышены показатели мутности, остальные показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы;

ДД.ММ.ГГГГ – все показатели, по которым проводилось исследование – в пределах нормы.

Полагая, что Министерством обороны РФ, как собственником, не осуществляется надлежащее содержание принадлежащего ему имущества, не производится необходимый для обеспечения качества воды централизованной системы водоснабжения, предъявляемым требованиям, капитальный ремонт – замена системы водопровода и коверных задвижек запорной арматуры водопроводного колодца, прокурор обратился с рассматриваемым иском.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 3 ст. 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с п. 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (п. 2 Положения).

Согласно пп. 71 п. 7 Положения указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

Приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, основными целями которого является осуществление эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ.

Вместе с тем, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ, Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденным Приказом Министерства обороны РФ от 30.12.2017 № 860, не предусмотрена обязанность ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по финансированию и производству капитального ремонта объектов коммунального хозяйства Вооруженных Сил РФ.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).

Исходя из пункта 1 статьи 11 ГК РФ, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.

Из иска и пояснений прокурора следует, что целью его обращения в суд является восстановления прав лиц, работающих и проживающих в военном городке <адрес>, на снабжение посредством централизованной системы водоснабжения водой надлежащего качества.

Вместе с тем суд полагает, что возложение на Министерство обороны РФ обязанности, с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2024 и 2025 годы, запланировать работы по приведению системы водопроводно-канализационного хозяйства военного городка в соответствие с требованиями закона, обеспечивающим водоснабжение существующих объектов питьевой водой надлежащего качества, путем замены трубопровода ДУ 110-180 мм, 2000 мп, а также замены 20 коверных задвижек запорно-движущей арматуры сетей водоснабжения, весьма опосредованно направлено на восстановление указанных прав неопределенного круга лиц.

При этом в отсутствие проектно-сметной документации, которая вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду представлена не была, решение суда, в случае удовлетворения иска, будет фактически не исполнимым.

Также суд учитывает, что данные лабораторных исследований воды в военном городке <адрес> носят разрозненный характер, в последнем из представленных исследований (ДД.ММ.ГГГГ) все показатели, по которым проводилось исследование, были в пределах нормы.

Кроме того, как следует из материалов дела, заявки на проведение капитального ремонта спорной системы водоснабжения подавались и не были удовлетворены Министерством обороны только в 2022 и 2023 годах. С учетом объема хозяйственной деятельности ответчика указанный период суд полагает не столь продолжительным и не свидетельствующим о незаконном бездействии собственника, требующим вмешательства органов прокуратуры или суда.

В связи с изложенным, заявленные прокурором 73 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГБУ ЦЖКУ Министерства обороны РФ требования, суд полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований военного прокурора 73 военной прокуратуры гарнизона – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 15 августа 2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2023 года.

Судья Е.С. Безруких

2-676/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Военный прокурор 73 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министрерства обороны РФ (по Балтийскому флоту)
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФКУ "Войсковая часть 51280 "Упраление Балтийского флота"
Суд
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья
Безруких Е.С.
Дело на странице суда
zelenogradsky--kln.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.04.2023Передача материалов судье
11.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Дело оформлено
04.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее