Дело № 2-62/2023
УИД № 23RS0005-01-2022-004532-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 17 января 2023 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Якименко Н.В.
при секретаре Давыдовой Ю.А.
с участием представителя истца – помощника прокурора Апшеронского района Зартынова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации к администрации МО Апшеронский район, Шелехову Роману Владимировичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации МО Апшеронский район, Шелехову Роману Владимировичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Апшеронского района была проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Апшеронский район при распоряжении земельными участками и установлено, что по результатам торгов 31.07.2018 между администрацией муниципального образования Апшеронский район и Шелеховым Р.В. заключен договор купли-продажи № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования природно-познавательный туризм. Согласно информации ГКУ КК «Комитет по лесу», земельный участок с кадастровым номером № полностью накладывается на земли лесного фонда <адрес>, части выделов <адрес>. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Согласно п. 11 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Поскольку решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в собственность с торгов является незаконным и договор купли-продажи является заключенным с нарушением норм земельного законодательства, так как у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности, просит суд признать право собственности Шелехова Р.В. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.
Представитель истца – помощник прокурора Апшеронского района Зартынов О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МО Апшеронский район в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомил, возражений не представил.
Ответчик Шелехов Р.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеются реестры почтовых отправлений, о причинах неявки суд не уведомил, возражений не представил.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством. В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса. Согласно части 1 статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Исходя из содержания ст. 67, 68.1 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 ст. 23 ЛК РФ. Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Из содержания искового заявления следует, что земельный участок с кадастровым номером № полностью сформирован из состава земель лесного фонда и расположен на землях лесного фонда - части выдела <адрес>. Право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 30692 га, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №. Заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» от 08.08.2022 подтверждается факт пересечения земельного участка с кадастровым номером № с землями лесного фонда Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества. Площадь пересечения составляет 12 827 кв.м. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В силу пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения. Полагает требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (apsheronsk.krd@sud.ru), суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя истца, суд находит исковые требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации к администрации МО Апшеронский район, Шелехову Роману Владимировичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок к кадастровым номером № обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу требований ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Конституцией Российской Федерации императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.
В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с под. 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Согласно п. 11 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (ст. 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет.
Из имеющегося в материалах дела договора № купли-продажи земельного участка, заключенного 31.07.2018г. между «продавцом» администрацией МО Апшеронский район и «покупателем» Шелеховым Р.В. следует, что продавец обязуется передать покупателю за плату в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общая площадь земельного участка 20000 кв.м, кадастровый номер: №, категория земельного участка: земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка: природно-познавательный туризм, а покупатель обязуется принять этот земельный участок в собственность и оплатить его стоимость.
Согласно информации Департамента имущественных отношений Краснодарского края № от 22.07.2022г., в ходе работы межведомственной рабочей группы по проведению анализа соблюдения градостроительного и земельного законодательства на территории муниципального образования Апшеронский район специалистами департамента имущественных отношений Краснодарского края установлено, что в 2018 году администрацией муниципального образования Апшеронский район были приняты решения о проведении аукционов по продаже земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами № с видом разрешенного использования «природно-познавательный туризм», по результатам которых заключены договоры купли-продажи. По информации государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» вышеуказанные земельные участки полностью накладываются на земли лесного фонда <адрес> (ОЗУ: Памятник природы). В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте. Однако, договоры купли-продажи указанных земельных участков заключены ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
В судебном заседании с достоверностью было установлено, что в ходе проведения прокуратурой Апшеронского района проверки исполнения земельного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Апшеронский район при распоряжении земельными участками установлено, что по результатам торгов ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Апшеронский район и Шелеховым Р.В. заключен договор купли-продажи № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования природно-познавательный туризм.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 29.09.2019г. следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером № площадью 20000+/- 49 кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-природно-познавательный туризм является Шелехов Роман Владимирович, о чем 20.08.2018г. сделана запись регистрации №.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости № № от 08.06.2022г. следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью 20000+/- 49 кв.м, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-природно-познавательный туризм является Шелехов Роман Владимирович, о чем 20.08.2018г. сделана запись регистрации №.
Согласно акту осмотра лесного участка, составленного 27.12.2021г. лесничим Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» ФИО7, и участковым лесничим Гуамского участкового лесничества ФИО8, в результате осмотра земельных участков с кадастровыми номерами № которые имеют наложение на земли Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества - филиала Г"КУ КК «Комитет по лесу» <адрес> установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № № имеют наложение в <адрес>. На лесных участках с указанными кадастровыми номерами нарушений лесного законодательства не обнаружено (строения и ограждения отсутствуют).
Поскольку в судебном заседании с достоверностью было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № полностью накладывается на земли лесного фонда <адрес> и не мог быть предметом аукциона, то суд считает необходимым признать право собственности Шелехова Р.В. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 264 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Российской Федерации к администрации МО Апшеронский район, Шелехову Роману Владимировичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером № – удовлетворить.
Признать право собственности Шелехова Романа Владимировича на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствующим.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Полный текст решения изготовлен 17 января 2023 года
Решение не вступило в законную силу. Судья Якименко Н.В.