Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-113/2023 ~ М-76/2023 от 17.04.2023

Дело № 2-113/2023

УИД № 17RS0011-01-2023-000094-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 июля 2023 года с. Самагалтай

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шавыраа Б.К., при секретаре Соян А.С., с участием представителя истца – помощника прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Шыырапа Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки на территории <адрес> твердым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также их ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее – Администрация) о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки на территории <адрес> твердым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также их ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района приняты меры по усилению надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и проведена проверка, в ходе которой установлено, что ответчиком в нарушение требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по содержанию территорий городских и сельских поселений. Также реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на официальном сайте администрации не размещен. По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ председателю администрации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно информации администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией района нарушения законодательства устранены путем установления бункеров в количестве 10 штук. Однако, контрольной проверкой установлено, что контейнерные площадки на территории <адрес> не имеют твердого асфальтового или бетонного покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Не выполнение требований, возложенных на органы местного самоуправления по соблюдению требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, нарушают права жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду. Просит Администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» в течение 4 месяцев оборудовать контейнерные площадки на территории <адрес> Республики Тыва твердым асфальтовым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также их ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В судебном заседании помощник прокурора иск полностью поддержал.

Представитель ответчика Администрации в судебное заседание, будучи извещенным о его времени и месте надлежащим образом, не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не заявил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Выслушав истца, изучив исковое заявление, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

На основании ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде, питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Согласно Методическим рекомендациям для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов, утвержденным письмом Минприроды России от 26 октября 2020 г. N 05-25-53/28263, рекомендованное расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м. в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Как видно из материалов дела, представлением прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ председателю Администрации указано принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно оборудовать контейнерные площадки на территории <адрес> твердым асфальтовым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также их ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра. Согласно ответу на указанное представление прокурора, выявленные нарушения с учетом всех норм и правил санитарно-эпидемиологических требований устранены, а именно на территории <адрес> установлены все бункера в количестве 10 штук, также реестр и схема расположения контейнерных площадок в разрезе сумонов размещена на официальном сайте администрации кужууна в разделе отдела по жизнеобеспечению (https:teshem.rtyva.ru/node/24977/).

Как следует из распоряжения председателя администрации Тес-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выраженной деятельности охране окружающей в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, Ч. – начальнику управления по администрированию администрации Тес-Хемского кожууна объявлено дисциплинарное взыскание виде «замечания».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Тыва, рассмотрев запрос (фотоматериалы и документы) Администрации № ДД.ММ.ГГГГ за , выдано Заключение о соответствии мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов за .

Согласно реестру контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> следует, что все места накопления твердых коммунальных отходов (площадок) имеют бетонное покрытие. Однако, контрольной проверкой прокуратуры установлено, что контейнерные площадки на территории <адрес> не имеют твердого асфальтового или бетонного покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Судом установлено, что собственником мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенного на территории <адрес>, является администрация муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва. Тем самым, Администрацией мероприятия по устранению нарушений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> не проведены, контейнерные площадки твердым асфальтовым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки не оборудованы.

Ответчиком каких-либо возражений или документов, подтверждающих факт полного или частичного исполнения исковых требований прокурора, в судебное заседание не предоставлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом суд полагает, что необходимо увеличить срок исполнения решения суда с 4-х месяцев до 6-ти месяцев с целью необходимости соблюдения ответчиком положений бюджетного законодательства и реального исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление и.о. прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Тес-Хемский кожуун» Республики Тыва удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун» Республики Тыва в течение 6 месяцев с момента вступления судебного решения в силу оборудовать контейнерные площадки на территории <адрес> твердым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также их ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2023 года (8, 9 июля 2023 года выходные дни).

Председательствующий Б.К. Шавыраа

2-113/2023 ~ М-76/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам. прокурора Куулар С.С.
Ответчики
Администрация Тес-Хемского района РТ
Суд
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва
Судья
Шавыраа Борбаанай Кан-ооловна
Дело на странице суда
tes-hemskiy--tva.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее