Дело №12-220/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 декабря 2018 года г. Димитровград
пр. Автостроителей, 51А
Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Власова Е.А., при секретаре Боровковой А.И., рассмотрев жалобу Корженковой Ю. А. на постановление мирового судьи судебного участка №6 Димитровградского судебного района Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ранее исполнявшей обязанности Главы Администрации города Димитровграда Ульяновской области Корженковой Ю. А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 24.09.2018 ранее исполнявшая обязанности Главы Администрации города Димитровграда Ульяновской области Корженкова Ю.А. привлечена к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Корженкова Ю.А. обратилась с жалобой в Димитровградский городской суд Ульяновской области, указав следующее. Письмом Правительства Ульяновской области от 29.06.2018 №73-АГ-02.03/166623-исх в соответствии с частью 3 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было перенаправлено поступившее в адрес Правительства Ульяновской области письмо ФИО1 для рассмотрения вопросов, касающихся предоставления коммунальных услуг, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления. Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ установлено, что в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Полагает, что данное положение прямо указывает на обязанность органа, в чей адрес поступило обращение (т.е. Правительство Ульяновской области), определение надлежащих органов с целью направления им поступивших обращений, которые в соответствии со своей компетенцией обязаны рассмотреть поступившее обращение по существу. Администрация города, являясь органом местного самоуправления, не входит в систему государственных органов, но к вопросам местного значения относится, в том числе часть контроля качества предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, Администрация города не наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ. Считает, что в ее действиях отсутствует состав вменяемого ей правонарушения, а назначенное наказание чрезмерным. Просила суд признать незаконным и отменить постановление мирового судьи судебного участка №6 Димитровградского судебного района от 24.09.2018.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Корженкова Ю.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения жалобы.
Прокурор г. Димитровграда, а также ФИО1 в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения жалобы Корженковой Ю.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
Основанием для привлечения ранее исполнявшей обязанности Главы Администрации г.Димитровграда Ульяновской области Корженковой Ю.А. к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило выявленное в ходе проведенной прокуратурой г.Димитровграда по мнению мирового судьи нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением Администрации г. Димитровграда от 14.02.2018 №*-р/лс с 15.02.2018 исполнение обязанностей Главы Администрации г. Димитровграда было возложено на Корженкову Ю.А.
Распоряжением Администрации г. Димитровграда от 04.07.2018 №*-р/лс с 05.07.2018 исполнение обязанностей Главы Администрации г. Димитровграда было возложено на ФИО2, распоряжение от 14.02.2018 №*-р/лс признано утратившим силу (отменено) с 05.07.2018 (л.д.19-20).
Обжалуемым постановлением ранее исполнявшая обязанности Главы Администрации г. Димитровграда Корженкова Ю.А. привлечена к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что в нарушение требований статьи 8 Закона №59-ФЗ в 7-дневный срок, т.е. не позднее 04.07.2018, ею не обеспечено направление письменного обращения ФИО1, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию Администрации г. Димитровграда, в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Вместе с тем, с данным выводом мирового судьи суд апелляционной инстанции не может по следующим основаниям.
Диспозицией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального Закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее - Закона №59-ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется в том числе, на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан.
В силу части 1 статьи 9 Закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 5 Закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения должностным лицом гражданин, в том числе, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 10 Закона №59-ФЗ должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 3 статьи 8 Закона №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного должностного лица, направляется в семидневный срок со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В силу статьи 15 Закона №59-ФЗ определено, что лица, виновные в нарушении указанного закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области, принятого решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области от 29.06.2016 №46/556, обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом №59-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такого письменного обращения.
В случае, если письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного должностного лица направляется в семидневный срок со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч. 3 ст.8 Закона № 59-ФЗ).
Из материалов дела следует, что письменное обращение заявителя ФИО1 поступило в Правительство Ульяновской области 26.06.2018. Правительство Ульяновской области, получив указанное обращение и выявив, что для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения необходимо перенаправить обращение в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона №59-ФЗ в соответствующий орган, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в установленный указанной нормой семидневный срок исполнило свою обязанность и перенаправило обращение ФИО1 в Администрацию г. Димитровграда, что подтверждается копией письма от 26.06.2018 №73- АГ-02.03/16623исх (л.д. 7). В указанном письме Правительство Ульяновской области просило Администрацию г.Димитровграда рассмотреть вопросы заявителя (предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества), решение которых входит в компетенцию Администрации, и о результатах сообщить заявителю.
В своем обращении, направленном в Правительство Ульяновской области, ФИО1 были поставлены вопросы относительно качества предоставляемых коммунальных услуг, а также о возбуждении в связи с этим в отношении виновных лиц административного производства по статье 7.23 КоАП РФ и внесении предписания об устранении нарушений.
27.06.2018 обращение ФИО1, перенаправленное из Правительства Ульяновской области в Администрацию г. Димитровграда, было зарегистрировано в Администрации г. Димитровграда за входящим №Ф-774.
Администрация г. Димитровграда 11.07.2018 рассмотрела указанное обращение ФИО1 и в установленный Законом №59-ФЗ срок направила ответ заявителю ФИО1 за исх.№01-23/4503 в рамках своей компетенции, установленной Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что подтверждается материалами дела (л.д.13). В ответе на обращение ФИО1, подписанным и.о. Главы Администрации г. Димитровграда ФИО2 были даны ответы на поставленные вопросы, касающиеся несоответствия температурного режима горячего водоснабжения.
В данном ответе заявителю в частности было разъяснено, что специалистами Комитета по ЖКК Администрации города был проведен анализ обращений в единую диспетчерскую службу, который показал, что обращения собственников, проживающих в многоквартирном доме, где проживает ФИО1, по поводу предоставления коммунальной услуги - горячее водоснабжение ненадлежащего качества, отсутствуют.
Также сообщалось, что Администрация города не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности.
Мировой судья, ссылаясь в постановлении от 24.09.2018 на правовую позицию, выраженную в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 №1163-О, от 23.06.2016 №1230-О, верно указывал, что у органа (должностного лица), получившего обращение, существует обязанность перенаправления данного обращения в орган, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
Частью 4 статьи 8 Закона №59-ФЗ установлено, что в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Анализируя содержание вышеуказанной правовой нормы, суд приходит выводу, что часть 4 статьи 8 вышеуказанного Закона прямо указывает на обязанность органа, в чей адрес поступило обращение, определение надлежащих органов с целью направления им поступивших обращений, которые в соответствии со своей компетенцией обязаны рассмотреть поступившее обращение по существу.
Из письма Правительства Ульяновской области от 26.06.2018 за №73-АГ-02.03/16623исх. следует, что обращение ФИО1 направлялось в Администрацию г.Димитровграда только для рассмотрения вопросов, решение которых входит в компетенцию администрации, которая подготовила ответ на его обращение в рамках своей компетенции.
Поскольку обращение ФИО1 изначально было направлено в Правительство Ульяновской области, с учетом буквального толкования положений части 4 статьи 8 Закона №59-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что обязанность по определению надлежащих органов с целью направления им поступивших обращений, которые в соответствии со своей компетенцией обязаны рассмотреть поступившее обращение лежала на Правительстве Ульяновской области, как на органе, куда первоначально обратился со своим обращением ФИО1, а не на Администрации г.Димитровграда, которой данное обращение было переадресовано Правительством Ульяновской области для рассмотрения и решениях вопросов, указанных в обращении Филиппова В.В. в пределах компетенции Администрации г. Димитровграда.
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о совершении ранее исполнявшей обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области Корженковой Ю.А. правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необоснованным, в действиях последней отсутствует состав указанного административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.4, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №6 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 24.09.2018, вынесенное в отношении ранее исполнявшей обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области Корженковой Ю.А. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №6 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 24 сентября 2018 года о привлечении ранее исполнявшей обязанности Главы города Димитровграда Ульяновской области Корженковой Ю. А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Судья Власова Е.А.