Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-624/2022 ~ М-530/2022 от 18.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                        13 мая 2022 года

Сегежский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Скрипко Н.В.,

при секретаре Никитенко Т.С.,

с участием истца Клементьева Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клементьева Т.А. к Администрации Сегежского муниципального района Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, -

УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился в суд к Администрации Сегежского муниципального района по тем основаниям, что последний является лицом из числа детей, оставшихся без попечения, его родители отец К и мать К решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2006 года лишены родительских прав. Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., закрепленное за ним, в соответствии со справкой отдела надзорной деятельности и профилактической работы Беломорского и Сегежского района УНДиПР ГУ МЧС России уничтожено огнем. Так как он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, просил суд обязать Администрацию Сегежского муниципального района предоставить ему в границах г. Сегежи благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда, площадью не менее нормы предоставления, по договору социального найма специализированного жилого помещения.

    Определением суда, при подготовке рассмотрения дела по существу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Правительство Республики Карелия.

    Истец Клементьев Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что жилое помещение, закрепленное за ним, в настоящее время уничтожено огнем, дом сгорел полностью, он временно проживает у своей девушки, регистрации по иным адресам не имеет.

    Ответчик Администрация Сегежского муниципального района своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда возражения, в соответствии с которыми Клементьев Т.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей – решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2006 года №... его мать К лишена родительских прав, отец К умер ХХ.ХХ.ХХ.. Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 5 сентября 2018 года № 578-П «О внесении изменений в приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П» истец включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным, по Сегежскому муниципальному району. Не оспаривая права истца на предоставление ему жилого помещения, также указал, что исполнение Администрацией государственных полномочий возможно только в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что потребует определенного времени. Ходатайствовало о проведении дела без участия своего представителя.

    Третье лицо Министерство социально защиты Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без их участия. До рассмотрения дела по существу направило в адрес суда отзыв, в соответствии с которым в Республике Карелия порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, регламентирован Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК, в соответствии со ст. 4 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены в том числе полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений указанной категории лиц; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются и иными полномочиями. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия – Министерство социальной защиты Республики Карелия. Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П был утвержден список детей-сирот, куда также включен Клементьев Т.А., номер учетной записи – 34.

    Третье лицо Правительство Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направило в адрес суда письменные пояснения по делу, по своему содержанию аналогичные отзыву на исковое заявление третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия их представителя.

    Заслушав истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного закона.

    В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

    Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

    При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

    Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В судебном заседании установлено, что родителями Клементьева Т.А., родившегося ХХ.ХХ.ХХ., являются К и К.

    К умер ХХ.ХХ.ХХ., что сторонами не оспаривалось.

    К решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 14 сентября 2006 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Клементьева Т.А., последний передан на попечение органа опеки и попечительства.

    В соответствии с копией паспорта Клементьев Т.А. постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., сведений о наличии регистрации у истца по иному месту жительства в материалы дела не представлено.

    Из справки начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Беломорского и Сегежского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы Маркова Р.В. следует, что жилой дом №... по улице <...> в г. Сегеже уничтожен огнем при пожаре, произошедшем 1 июля 2008 года.

    Приказом № 578-П от 5 сентября 2018 года в раздел «Сегежский муниципальный район» списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным, утвержденного приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от 7 октября 2016 года № 331-П внесены изменения, а именно последний дополнен строками 34-35, согласно приложению к приказу.

    В соответствии с приложением к приказу № 578-П от 5 сентября 2018 года под № 34 в список внесен Клементьев Т.А.

    Таким образом, истец относится к кругу лиц, на которых распространяются положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, был поставлен на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

    Согласно п. 3 Порядка правил предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства РК от 16 апреля 2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района.

    В соответствии с решением Совета Сегежского городского поселения XVII сессии I созыва от 12 апреля 2007 года № 84 норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города Сегежа составляет 12 кв. м.

    Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.

    Поскольку истец относится к кругу лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований к администрации Сегежского муниципального района. Благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено именно администрацией Сегежского муниципального района истцу по месту его жительства в границах г. Сегежи. Положения закона, возлагающие обязанность на администрацию предоставлять жилые помещения указанной категории граждан являются действующими.

    При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина 300 руб. На основании ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат взысканию с надлежащего ответчика в пользу истца.

    Руководствуясь статьями 98, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Сегежского муниципального района предоставить Клементьеву Т.А. на территории города Сегежа благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, площадью не менее нормы предоставления.

Взыскать с Администрации Сегежского муниципального района в пользу Клементьева Т.А. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелии в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                            Н.В. Скрипко

Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 19 мая 2022 года.

2-624/2022 ~ М-530/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клементьев Тимофей Александрович
Ответчики
Администрация Сегежского муниципального района
Другие
Правительство Республики Карелия
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на сайте суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
18.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2022Дело оформлено
25.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее