Мировой судья: Кожухов Д.С. Производство №11-121/2021
(дело №57MS0037-01-2021-001047-31)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марокиной К.С.,
рассмотрел в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Власова Константина Владимировича, Власовой Светланы Леонидовны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка №2 Заводского района г. Орла от 22.07.2021, которым иск удовлетворен частично.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, суд
установил:
Власов К.В., Власова С.Л. обратились к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее ООО «УК «Зеленая роща») о защите прав потребителей.
Исковые требования обоснованы тем, что ответчик является региональным оператором по предоставлению коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее ТКО). Вместе с тем, свои обязанности региональный оператор не исполняет, а именно не предоставляет информацию о месте сбора и накопления ТКО, не осуществляет ежедневный вывоз ТКО от домовладения истцов, не производит в связи с этим перерасчет платы за ТКО.
По указанным основаниям истцы просили суд обязать ответчика снизить начисленную стоимость коммунальной услуги «Обращение с ТКО» по домовладению истцов (л/с 5700103398) до фактически оказанной в сумме 1575,44 руб. за период с 01.12.2019 по 31.12.2020, взыскать с ответчика неустойку в сумме 1262,75 руб., штраф, компенсацию морального вреда в сумме 14000 руб.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Ответчик не согласился с постановленным по делу решением и в своей апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Полагает ошибочными выводы суда о ненадлежащем оказании услуги по вывозу ТКО, поскольку безусловных доказательств, подтверждающих данные выводы, суду не представлено. Фиксация нарушений истцом выполнена с нарушением требований закона, своевременно акты в адрес ответчика не направлялись. Указывает на то, что решение основано на неверном расчете.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Гулидова В.С. доводы жалобы поддержала.
Истец Власов К.В., являющийся одновременно представителем истца Власовой С.Л., полагал жалобу несостоятельной, аргументируя свою правовую позицию изложенными в письменных возражениях доводами.
Прочие участники процесса в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения мирового судьи по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Как установлено п. 1 и 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Ст. 29 указанного закона предоставляет потребителю при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель также вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п. 1 и 3 ст. 31 указанного закона требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п.п. 1 и 4 ст. 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 настоящего Закона.
Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со ст. 1 указанного закона оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Ст. 13 данного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 и 2 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила).
П.п. 3-5 Правил установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно п. 9 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Постановлением Правительства Орловской области от 05.07.2017 №283 утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Орловской области (далее Порядок).
Разделом 2 Порядка установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Способами сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области являются:
1) сбор твердых коммунальных отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (далее также - мусоропровод) (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
2) сбор твердых коммунальных отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках (контейнерный сбор);
3) сбор твердых коммунальных отходов в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для их сбора емкости (бесконтейнерный сбор);
4) раздельный сбор твердых коммунальных отходов;
5) иные способы сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Складирование и накопление крупногабаритных отходов осуществляются:
1) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2) на специальных площадках для сбора и накопления крупногабаритных отходов.
Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, как установлено п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2654-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться ежедневно.
В силу п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, действовавшего на момент разрешения спора, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Надлежит отметить, что в настоящее время данные СанПиН отменены, ввиду чего надлежит руководствоваться СанПиН 2.1.2.2654-10.
Материалами дела установлено, что истцам на праве собственности принадлежит жилой дом (адрес обезличен)
Соответственно истцы, по смыслу Правил, являются потребителями, то есть собственниками твердых коммунальных отходов, заключившими или обязанными заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь региональным оператором на территории Орловской области является ООО «УК «Зеленая Роща».
По делу безусловно установлено, что истцы непосредственно с ответчиком договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не подписывали, однако присоединились к условиям публичного договора, размещенного в официальном средстве массовой информации.
Факт присоединения к условиям публичного договора подтверждается открытием по домовладению истцов лицевого счета и сторонами не оспорен.
Постановлением Правительства Орловской области от 21.07.2017 №300 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, Содержание и Порядок заключения соглашения между органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на заключение соглашения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и Условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Орловской области.
В силу п. 3, 4, 6 указанных Правил региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, в своей деятельности руководствуется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641».
Целью регионального оператора является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в границах зоны своей деятельности в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее также - региональная программа), и территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Департамента (далее также - территориальная схема).
Региональный оператор в границах зоны своей деятельности осуществляет следующие полномочия:
1) заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО;
2) осуществляет сбор ТКО в объеме и местах (на площадках), определенных договорами на оказание услуг по обращению с ТКО, и организует их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством;
3) обеспечивает частоту вывоза ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
4) осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО;
5) не допускает приостановления (ограничения) приема и вывоза ТКО, в случае если это приведет к нарушению санитарных норм и правил.
Таким образом, приняв на себя обязанности регионального оператора, ООО «УК «Зеленая роща» обязано оказывать услуги сбора, транспортирования ТКО в соответствии с положениями законом и иных правил в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
Согласно акту от 14.02.2019 №1 об определении мест накопления ТКО на территории г. Орла установлена необходимость организации почасового (бесконтейнерного) вывоза ТКО на пересечении ул. Спивака и ул. Циолковского г. Орла.
В сентябре 2020 г. указанное место сбора ТКО ликвидировано и иным место сбора установлен перекресток ул. Спивака и ул. Царев Брод.
Мировым судьей при рассмотрении спора установлено, что вывоз ТКО с указанной площадки осуществляется бесконтейнерным способом 1 раза в неделю.
Данный факт подтвержден представленным в материалы дела актами фиксации нарушений региональным оператором своих обязанностей с фотофиксацией, ввиду чего признан мировым судьей установленным.
При рассмотрении жалобы данный факт также не опровергнут.
Соответственно в данном случае суд апелляционной инстанции соглашается с мировым судьей в той части, что вывоз ТКО осуществляется с нарушением требования СанПиН, то есть услуга оказана ненадлежащим образом, что в свою очередь дает право требовать перерасчета платы за услугу.
Доводы жалобы на то, что по делу не установлено факта ненадлежащего оказания услуги по вывозу ТКО со стороны регионального оператора, по сути дублируют пояснения представителей ответчика, данных при рассмотрении дела в суде 1 инстанции.
Указанным доводами в решении дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у суда 2 инстанции не имеется.
Суд также считает необходимым отметить, что истцы как потребители находятся в более слабом положении нежели региональный оператор, ввиду чего вправе доказывать нарушение своих прав любыми доказательствами, которые в рассматриваемом случае соотносились с их пояснениями, ввиду чего приняты мировым судьей во внимание.
В свою очередь ответчик как профессиональный участник гражданского оборота на рынке обращения с ТКО обязан был представить безусловные доказательства исполнения своих обязательств в соответствии с законом и иными нормативными документами и правилами.
Однако доводы ответчика в данной части в основном сведены к процессуальной критике доводов и доказательств истцов, что само по себе основанием к отклонению иска не является.
Произведенный мировым судьей перерасчет платы за услугу «обращение с ТКО» соответствует закону, представляется математически верным, ввиду чего суд с ним соглашается.
Соглашается суд и с производными требованиями о взыскании штрафа и компенсации морального вреда, поскольку по смыслу положений ст. ст. 13 и 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указанные меры применяются при установлении нарушения прав потребителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░ 22.07.2021 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.11.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░