Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-240/2024 (2-1697/2023;) ~ М-1624/2023 от 13.12.2023

Дело № 2-240/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Мегион 08 апреля 2024 г.

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе

председательствующего судьи Медведева С.Н.

при ведении протокола помощником судьи Литвиненко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Светланы Владимировны к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионская городская больница», третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании приказа о направлении на внеочередной медицинский осмотр, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

Зарипова С.В. обратилась в суд с иском к БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» об оспаривании приказа о направлении на внеочередной медицинский осмотр, компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что с 01.08.2019 она осуществляет трудовую деятельность в БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница». В должности старшей медсестры работала до 31.03.2023. С 01.04.2023 переведена на должность медицинской сестры врачебной амбулатории <данные изъяты> В связи с установлением у неё диагноза в мае 2023 г. <данные изъяты> по заболеванию крови, она находилась на листке нетрудоспособности с 04.05.2023 по 11.08.2023, после лечения, она оформила очередной оплачиваемый отпуск. С 28.08.2023 по 08.12.2023 проходила <данные изъяты>, с 09.12.2023 выписана к труду. Являясь <данные изъяты>, воспользовалась правом на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, о чем обратилась с заявлением к работодателю, в предоставлении отпуска ей было отказано. 11.12.2023 работодателем был издан приказ о направлении её на внеочередной медицинский осмотр для решения вопроса о профпригодности. Работодатель освободил её от работы с 11.12.2023 по 13.12.2023, выдал направление. Считает приказ работодателя незаконным. В соответствии с п. 19 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (ред. от 01.02.2022) Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О специальной оценке условий труда» допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня смены. Занимаемая ею должность относится к второму классу опасности, оснований полагать, что длительный больничный связан с воздействием вредных факторов не имеется. Согласно п. 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, вопросы, связанные с порядком проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, отнесены к компетенции Минздрава России. Каких-либо рекомендаций, заключений о необходимости пройти обследование она не получала, при ней этот вопрос также не решался, о решении комиссии от 08.12.2023 она узнала только при получении обжалуемого приказа. Направлять её на внеочередной медицинский осмотр для решения вопроса о профпригодности сразу после закрытия листка нетрудоспособности нельзя признать правильным. Осмотр был ею пройден 26.12.2022, она признана пригодной выполнению функциональных обязанностей. Позднее, в апреле 2023 г. она была переведена на работу с допустимыми условиями труда и работала там до открытия больничного листа. При этом, ни во время периодического медицинского осмотра, в декабре 2022 года, ни после закрытия листков нетрудоспособности медицинских рекомендаций от медицинских работников для направления на внеочередной медицинский осмотр она не получала. Факторы труда являются для неё и так оптимально щадящими, оснований для отстранения от работы по результатам обследования не имеется, заболевание онкология позволяет ей работать, судя по выписке её в стадии ремиссии к труду врачом, состоящим в трудовых отношениях с ответчиком. Полагает, что данный приказ был сформирован исключительно из-за её намерения взять положенный отпуск за свой счет, в котором ей отказали. Поскольку неправомерными действиями ответчика, выразившимися в незаконном направлении на внеочередной медицинский осмотр, учитывая характер допущенных работодателем нарушений прав, принципы разумности и справедливости, исходя из положений ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», считает возможным просить взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. Просит признать приказ БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на внеочередной медицинский осмотр незаконным, взыскать с БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В качестве третьего лица по делу привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

В судебное заседание истец Зарипова С.В. не явилась, до начала судебного заседания представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с участием представителя, адвоката Калининой Н.Ю.

Представитель истца Калинина Н.Ю. в судебном заседании иск поддержала, заявленные истцом требования просила удовлетворить.

Представитель ответчика, БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» Лалаянц Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. До начала судебного заседания представителем третьего лица ФИО8 представлены письменные пояснения о том, что требование о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров закреплено в СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». Согласно п. 57 главы II «Общие требования по профилактике инфекционных болезней» определено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования). При этом, перечень профессий и периодичность проведения медицинских осмотров данными санитарными правилами не установлены. В главе IV «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги», необходимость и периодичность прохождения медицинских осмотров сотрудниками данных учреждений также не установлены. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования).

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается, что 23.07.2019 между БУ «Мегионская городская больница № 1» (работодатель) и Зариповой С.В. (работник) был заключен трудовой договор , в соответствии с которым работодатель предоставляет работнику работу по трудовой функции старшей медицинской сестры терапевтического отделения пгт. Высокий. Трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Приказом -к от 23.07.2019, на основании указанного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и заявления истца Зариповой С.В., она с 01.08.2019 была принята на работу в БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница № 1» в терапевтическое отделение <данные изъяты> старшей медицинской сестрой в порядке перевода из БУ «Мегионская городская больница ».

Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ -к, на основании заявления Зариповой С.В. и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ по изменению условий трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ , Зарипова С.В. с 01.04.2023 переведена медицинской сестрой врачебной амбулатории <данные изъяты>

Как трудовой договор от 23.07.2019 , так и дополнительное соглашение по изменению его условий от 17.03.2023 предусматривают обязанность работника Зариповой С.В., в том числе, периодически проходить профилактические медицинские осмотры, предоставить медицинское заключение о прохождении предварительного медицинского осмотра, а также в сроки, установленные законодательством, предоставлять медицинские заключения о прохождении периодического медицинского осмотра, проходить по направлению работодателя психиатрическое освидетельствование в соответствии с законодательством РФ.

11.12.2023 главным врачом БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» ФИО6 издан оспариваемый истцом Зариповой С.В. приказ о направлении медицинской сестры врачебной амбулатории <данные изъяты> истца Зариповой С.В. на внеочередной медицинский осмотр, с освобождением её от работы с 11.12.2022 по 13.12.2022 с сохранением среднего заработка.

Основанием к изданию оспариваемого истцом приказа, согласно его содержанию, явилось решение врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , направление на внеочередной медицинский осмотр для решения вопроса о профессиональной пригодности от 26.12.2022 № 799/к, п. 19 Приказа Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры», ст. 185, ст. 214 ч. 3 абз. 14, ст. 216 ч. 1 абз. 13, ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель, в частности, обязан обеспечить: - соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; - систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; - реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; - режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями; - недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; - санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

Согласно абз. 9 ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями.

Частями 1, 4, 9 ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 19 указанного Порядка внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.

Как установлено в судебном заседании, следует из оспариваемого истцом приказа, и подтверждается материалами дела, Зарипова С.В. была направлена работодателем на внеочередной медицинский осмотр по окончании периода временной нетрудоспособности, на основании заключения врачебной комиссии БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» от 08.12.2023.

Материалами дела установлено, что направлению Зариповой С.В. на внеочередной медицинский осмотр предшествовали периоды её временной нетрудоспособности: с 04.05.2023 по 11.08.2023, с 28.08.2023 по 08.12.2023, в указанные периоды истцу выдавались листки нетрудоспособности.

Поскольку согласно п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н направление работодателем работника на внеочередной медицинский осмотр возможно при наличии медицинских рекомендаций, которые должны быть выданы медицинскими работниками по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника, направление работодателем истца Зариповой С.В. на внеочередной медицинский осмотр по окончании периода её нетрудоспособности, при наличии соответствующих медицинских рекомендаций врачебной комиссии от 08.12.2023, является законным.

При этому суд учитывает также, что должностной инструкцией медицинской сестры врачебной амбулатории пгт. Высокий, на истца возложена обязанность, в том числе, периодически проходить профилактические медицинские осмотры согласно нормативным документам.

Приказом главного врача БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» от 16.01.2023 утверждены: список работников учреждения, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам (приложение № 1); поименный список работников БУ «Мегионская городская больница» для прохождения периодического медицинского осмотра в 2023 году (приложение № 2).

Согласно приложениям к приказу от 16.01.2023 периодическому медицинскому осмотру в 2023 году подлежали работники, в том числе, врачебной амбулатории <данные изъяты>, гериатрического отделения <данные изъяты>, и, согласно приложению № 2, истец Зарипова С.В.

Как установлено в судебном заседании, периодический медицинский осмотр в 2023 году истец Зарипова С.В. не прошла.

Давая оценку оспариваемому истцом приказу ответчика, суд также учитывает, что освобождение Зариповой С.В. от работы на период прохождения внеочередного медицинского осмотра не нарушает права истца, так как за указанный период с 11 по 13 декабря 2023 г. ей сохранялся средний заработок по месту работы.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных Зариповой С.В. требований об оспаривании приказа главного врача БУ ХМАО – Югры «Мегионская городская больница» от 11.12.2023 № о направлении медицинской сестры врачебной амбулатории <данные изъяты> - истца Зариповой С.В. на внеочередной медицинский осмотр, с освобождением её от работы с 11.12.2022 по 13.12.2022 с сохранением среднего заработка, отсутствуют.

Поскольку судом установлена правомерность действий ответчика, в удовлетворении требований истца о взыскании денежной компенсации морального вреда также следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Зариповой Светланы Владимировны (<данные изъяты>) к Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионская городская больница» (ИНН 8605011281), третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (ИНН 8601024794) об оспаривании приказа о направлении на внеочередной медицинский осмотр, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Решение составлено и принято в окончательной форме 15.04.2024.

Судья подпись

Копия верна

Судья С.Н. Медведев

2-240/2024 (2-1697/2023;) ~ М-1624/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зарипова Светлана Владимировна
Ответчики
БУ ХМАО-Югры Мегионская городская больница
Другие
Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре
Суд
Мегионский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Медведев Сергей Николаевич
Дело на сайте суда
megion--hmao.sudrf.ru
13.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее