Дело №
55RS0004-01-2023-001183-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2023 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи <данные изъяты>
при секретаре <данные изъяты>
при помощнике судьи <данные изъяты>
с участием представителя прокуратуры Октябрьского АО г. Омска Гулла О.В., директора БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" Шестакова В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского АО г. Омска в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива", Департаменту образования Администрации города Омска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в здание для маломобильных групп населения
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского АО г. Омска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива", Департаменту образования Администрации города Омска об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в здание для маломобильных групп населения. В обосновании требований укала, что
Прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска проведена проверка в сфере защиты прав инвалидов в деятельности БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», по результатам которой установлены нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения – пандус во входной группе БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», расположенный по адресу: г. Омск, ул. Л.Чайкиной, д. 3, не установлен.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» является Департамент образования Администрации города Омска.
Ранее прокуратурой округа в БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» вносилось представление по вышеуказанным нарушениям, которое до настоящего времени не исполнено.
Просил суд обязать БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Л.Чайкиной, д. 3, для инвалидов и других маломобильных групп населения, путем установки пандуса, в течении трех месяцев со дня выделения финансирования. Обязать Департамент образования Администрации города Омска выделить финансирование БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» на обеспечение беспрепятственного доступа в здание, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Л.Чайкиной, д. 3, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского АО г. Омска Гулла О.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ходе проверке установлено, что пандус во входной группе БОУ ДО города Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», расположенный по адресу: г. Омск, ул. Л.Чайкиной, д. 3, не установлен, возможность посещения учреждения для инвалидов и других маломобильных групп населения фактически не доступна. Полагает, что выделение денежных средств должно быть возложено на департамент образования администрации г. Омска как учредителя и главного распорядителя бюджет средств.
Представитель БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" Шестаков В.В. (директор) судуд пояснил, что на установку пандуса необходимо около 1 млн руб., в адрес департамента образования Администрации г. Омска направлялись письма о предоставлении денежных средств, однако были ответы, что данный вопрос будет рассмотрен в текущем году.
Представитель департамента образования Администрации г. Омска участия в судебном заседании не принимал, в суд направлен отзыв на исковое заявление. В отзыве указали, что у департамента отсутствуют денежные средства на обеспечение беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения. Кроме того считают, что финансирование осуществляется за счет бюджетных средств, в настоящее время департамент имеет дефицитность средств, просили в иске отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ (далее – Порядок), который определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры.
Пунктом 4 Порядка установлено, что руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов:- возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них;
- возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом, а также сменного кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, при передвижении по территории объекта;
- проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих первичный контакт с получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением и планировкой помещений, последовательностью действий и маршрутом передвижения при получении услуги;
- содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта.
Согласно Устава БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" учредителем является департамент образования Администрации г. Омска.
Целями учреждения является формирование и развитее творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, создание основы адаптации к жизни в обществе, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ.
Согласно паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры № 125 в БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" в п.3.2.6 указано перепады высоты на пути – есть, есть лестница вниз, не ровное асфальтовое покрытие, выбоины, высокие бордюры. Обустройство для инвалидов на кресле-коляске нет. В разделе три паспорта указано, что организация доступности объекта для инвалидов как форма обслуживания – объект условно доступен.
В адрес БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" прокуратурой Октябрьского АО г. Омска направлено представление об устранении нарушений требования законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Из ответа на представление следует, что в помещении при входе размещен звонок для входа инвалида и оказание ему помощи в доступности в помещение, определены ответственные работники, заключен договор на приобретение поручней для слабовидящих, сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения, принято решение о предоставлении образовательных услуг для инвалидов по месту жительства..
Пунктом 5.1.14 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее - СП 59.13330.2020), установлено, что у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать:
- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м;
- лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.
Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1 вышеуказанного СП 59.13330.2020.
В судебном заседании установлено, что пандус для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждении отсутствует.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В ч. 1 ст. 158 БК РФ закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Однако непринятие БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" и департаментом образования Администрации г. Омска мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию беспрепятственного доступа в учреждение для инвалидов и других маломобильных групп населения
Решением Омского городского Совета от 15.12.2021 № 365 «О бюджете города Омска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» департамент образования Администрации г. Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджета города Омска и обязан обеспечивать образовательное учреждение необходимыми средствами.
Вопросу выделения денежных средств на осуществление вышеуказанных мероприятий не удовлетворен.
Выявленные нарушения не соответствуют установленным федеральным законодательством требованиям приоритета защиты прав и законных интересов инвалидов и других маломобильных групп населения
Указанные обстоятельства требуют незамедлительного принятия мер в целях обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних.
С учетом указанных положений и на основании статьи 206 ГПК РФ суд находит разумными предъявленные истцом требования об установлении срока исполнения решения суда с даты вступления его в законную силу – не позднее месяца для финансирования указанных мероприятий со стороны департамента образования Администрации города Омска и трех месяцев – для фактической организации данных мероприятий со стороны БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива"
На основании статьи 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" обеспечить беспрепятственный доступ в здание расположенное по адресу г. Омск, ул. Л. Чайкиной дом 3 для инвалидов и других маломобильных групп населения, путем установки пандуса в течении трех месяцев со дня выделения финансирования.
Департаменту образования Администрации г. Омска осуществить финансирование работ БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" в части обеспечения беспрепятственного доступа в здание расположенное по адресу г. Омск, ул. Л. Чайкиной дом 3 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с БОУ ДО г. Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" (ИНН 5501050890) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд г. Омска со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.А. Руф
Мотивированное решение 19.04.2023 г.