Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-391/2022 ~ М-371/2022 от 31.05.2022

    Дело № 2-391/2022

    УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года                                                          г. Облучье

Облученский районный суд ЕАО в составе:

председательствующего судьи Будченко Т.В.,

при помощнике судьи Пустовойт Е.П.,

с участием истца прокурора Облученского района ЕАО – помощника прокурора Сенотовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Лондоко-завод», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Облученского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Лондоко-завод», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, в котором указал, что в ходе проверки исполнения образовательными учреждениями, расположенными на территории Облученского муниципального района ЕАО, законодательства в сфере обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, проведенной в рамках надзорной деятельности, выявлены нарушения статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011.Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Установлено, что контрольная проверка и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» по адресу: <адрес> ЕАО с даты его ввода в ДД.ММ.ГГГГ году в эксплуатацию не проводились, что влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и создает угрозу его обветшания и утраты, а так же предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права несовершеннолетних, работников, лиц, посещающих учреждение, то есть неопределенного круга лиц на безопасное пребывание в здании. Прокурор просит суд обязать МКДОУ «Детский сад п.Лондоко-завод» провести по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для устранения указанных выше нарушений требований законодательства о безопасности зданий, сооружений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Сенотова В.В. исковые требования уточнила, просила обязать МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» провести по правилам Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; при недостаточности у МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на указанные цели. В обоснование требований привела доводы, изложенные в иске.

    Представители ответчиков МКДОУ «Детский сад п.Лондоко-завод» и администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие, представитель МКДОУ «Детский сад п.Лондоко-завод» иск признал, представитель администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО с требованиями не согласен.

        Суд, руководствуясь частью 5 статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

        Заслушав объяснения истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     На основании статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.

    В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    Согласно статье 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7 статьи 55.24 ГрК РФ).

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8 статьи 55.24 ГрК РФ).

Под сетью инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а сама система инженерно-технического обеспечения представляет одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, размещения инженерных сетей, в т.ч. и подземных (пункты 20,21 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно части 9 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

В силу части 1 статьи 55.25 ГрК РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ № 384) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также в строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ № 384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 ФЗ № 384 перечни, или требований специальных технических условий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, в том числе в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части.

Положениями статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1). Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», обеспечивает применение на обязательной основе пункта 13.1 ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие приказом Росстандарта от 11.12.2014 № 1974-ст, согласно которому оценку технического состояния строительных объектов проводят: по истечении расчетного срока службы объекта; в случае любого вида ремонта (комплексного, капитального, текущего) зданий и конструкций, подвергшихся износу при длительной эксплуатации; при проведении технического мониторинга.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенным в действие приказом Госстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводится силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.) (пункт 4.3).

Пунктом 4.4 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011, цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций (пункт 5.1.2 ГОСТ 31937-2011).

Из материалов дела установлено, что здание МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод», ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное по адресу: <адрес>, ЕАО, находится в оперативном управлении МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод».

В соответствии с техническим паспортом здание детского сада двухэтажное, стены кирпичные, межэтажные и потолочные перекрытия железобетонные плиты, кровля металлическая на деревянном обрешетке, фундамент бутовый, имеется система отопления, водоснабжения, канализации, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ здания 48%.

По информации администрации МО «Облученский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ – учредителя учреждения и собственника его имущества с момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт здания МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод», контрольные проверки, контрольные проверки и мониторинг технического состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания не проводились.

Осуществление деятельности МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» в отсутствие указанных прокурором мероприятий, предусмотренных техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности зданий в процессе его эксплуатации.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства не исполнены, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования о возложении на МКДОУ «Детский сад п.Лондко-завод» обязанности провести контрольную проверку и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно уставу МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» данное учреждение является некоммерческой организацией, тип учреждения – казенный, основной целью деятельности образовательной организации является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункты 1.1, 1.2 устава).

Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация муниципального образования «Облученский муниципальный район» (пункт 1.3 устава), который осуществляет финансирование учреждения; в целях обеспечения деятельности учреждения за ним на праве оперативного управления закреплено имущество, являющееся муниципальной собственностью Облученского муниципального района (пункт 6.1.); источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются в том числе средства бюджета (пункт 6.6. устава).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

При указанных обстоятельствах суд также считает подлежащим удовлетворению требование прокурора об обязании администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО при недостаточности средств, выделенных на финансирование деятельности дошкольного образовательного учреждения, профинансировать работы по выполнению мероприятий, указанных прокурором.

Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Определяя срок для исполнения ответчиками решения суда, принимая во внимание порядок формирования бюджета, объем необходимых работ, требуемых для исполнения обязательств, суд считает возможным согласиться со сроками, указанными прокурором в заявлении об уточнении исковых требований. Возражений от ответчиков по поводу данных сроков в суд не поступало.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу подпунктов 9 и 19 пункта 1 статьи 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Принимая во внимание, что МКДОУ «Детский сад п. Лондоко-завод» не относится к кругу лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, с учреждения в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад п. Лондоко-завод», администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

        Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Лондоко-завод» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>.

        Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области (ИНН 7902004422) при недостаточности денежных средств, выделенных на финансирование деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Лондоко-завод», в срок до ДД.ММ.ГГГГ профинансировать указанные работы.

    Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Лондоко-завод» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                                               Т.В. Будченко

    мотивированное решение составлено 03.08.2022

2-391/2022 ~ М-371/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Облученского района ЕАО
Ответчики
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад п. Лондоко-завод"
Администрация муниципального образования "Облученский муниципальный район" ЕАО
Суд
Облученский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Будченко Т.В.
Дело на странице суда
obluchensky--brb.sudrf.ru
31.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2022Подготовка дела (собеседование)
27.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее