УИД: 39RS0014-01-2023-000382-64
дело № 2-339/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Полесск 11 августа 2023 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Шаблинской В.А.,
с участием прокурора Поляковой М.И.,
истца Валоватовой Т.В.,
представителя ответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области Король Н.В.,
представителя ответчика администрации МО «Полесский муниципальный округ» Жуковой Э.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных», Кубыштовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Полесского района Калининградской области в интересах несовершеннолетней ФИО15, к Министерству сельского хозяйства Калининградской области, Министерству Финансов Калининградской области, администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» о взыскании компенсации морального вреда, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Полесского района Калининградской области в интересах несовершеннолетней ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице законного представителя Валоватовой Т.В., обратился в суд с вышеназванном иском, в котором просит взыскать в пользу последней компенсацию морального вреда: с Министерства финансов Калининградской области в размере 20 000 рублей, с администрации МО «Полесский муниципальный округ» в размере 20 000 рублей.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки по обращению Валоватовой Т.В. по факту причинения телесных повреждений безнадзорной собакой её несовершеннолетней дочери, установлено нарушение федерального законодательства в сфере обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, их защиты от нападений и укусов диких и безнадзорных животных.
Прокуратурой установлено, что 6 мая 2023 г. около 18.00 часов на детской площадке в пос. Сосновка Полесского района Калининградской области, по ул. Октябрьской несовершеннолетняя ФИО17. подверглась нападению безнадзорной собаки, укусившей её в область груди слева. В связи с чем, пострадавшая обращалась в Полесскую ЦРБ. Несовершеннолетняя испытала физическую боль и психическое потрясение, вызванное реальной угрозой для её здоровья и жизни, что вызвало тревожность и страх.
Собака, укусившая девочку, длительное время обитала в пос. Сосновка Полесского района Калининградской области, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по выявлению собак без владельцев и по взаимодействию с региональными ведомствами в части обеспечения выявления собак без владельцев на территории МО «Полесский муниципальный округ» для их последующего отлова.
Кроме того, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев Министерством сельского хозяйства Калининградской области, а также о неудовлетворительной организации мер по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории Полесского района.
В судебном заседании прокурор Полякова М.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в части взыскания компенсации морального вреда с администрации как органа местного самоуправления, поскольку законодательством именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по выявлению безнадзорных животных.
Истец Валоватова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что 6 мая 2023 г. её дочь ФИО18. на детской площадке в пос. Сосновка Полесского района Калининградской области укусила в область груди безнадзорная собака. Они обратились в Полесскую ЦРБ. Данная собака обитает в поселке Сосновка около трех лет. Накануне эта же собака укусила другую девочку в пос. Сосновка ФИО14 связи с укусом животного её дочь испытала физическую боль, была напугана, до сих пор испытывает страх перед собаками.
Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области Король Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Пояснила, что обязанность по розыску безнадзорных собак законодательством возложена на орган местного самоуправления. На Министерство возложены обязанности по организации мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории Калининградской области и мониторингу сведений о наличии таких собак. Данные сведения собираются и систематизируются Министерством на основании информации, ежемесячно предоставляемой органами местного самоуправления. Мероприятия по отлову безнадзорных животных на основании поступивших заявок организуются посредством деятельности ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных», учредителем которого является Министерство. Заявка на отлов безнадзорной собаки, укусившей девочку в пос. Сосновка Полесского района Калининградской области, поступила в Центр 10 мая 2023 г. Эта собака обитала в поселке около трех лет. Вместе с тем, органом местного самоуправления животное своевременно выявлено не было, информация о нем в Министерство не поступала.
Представитель ответчика администрации МО «Полесский муниципальный округ» Жукова Э.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в администрации организован сбор заявок от физических и юридических лиц о наличии на территории муниципалитета безнадзорных животных. При поступлении таких заявок, администрацией своевременно формируются заявки на их отлов и направляются в Центр для безнадзорных животных. Кроме того, специалистом администрации каждую среду осуществляется выезд по территории муниципального округа с целью выявления безнадзорных животных. Об укусе несовершеннолетнего ребенка в пос. Сосновка Калининградской области администрации стало известно 10.05.2023. В тот же день специалистом была подготовлена и направлена заявка на отлов в Центр для безнадзорных животных. Ранее в администрацию информация о наличии такой собаки в пос. Сосновка не поступала, в ходе выезда специалиста в данный поселок животное обнаружено не было.
Представитель Министерства финансов Калининградской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения требований к Министерству сельского хозяйства Калининградской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» Кубыштова А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что в 2023 году до 10 мая 2023 г. заявок на отлов собак в пос. Сосновка Полесского района Калининградской области не поступало. Собака, укусившая девочку, отловлена, на сегодняшний день находится в Центре.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 6 мая 2023 г. около 18.00 часов на детской площадке по ул. Октябрьской в пос. Сосновка Полесского района Калининградской области безнадзорная собака, нечипированная, укусила за левую грудь несовершеннолетнюю ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Данное обстоятельство подтверждается материалами прокурорской проверки, пояснениями в судебном заседании законного представителя несовершеннолетней Валоватовой Т.В.
Согласно справке ГБУЗ КО «Полесская ЦРБ» от 06.05.2023 в 19.00 часов ФИО19 посетила приемный покой, установлен диагноз: укушенные ссадины (в области левой груди).
В соответствии с пунктом 1 ст. 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры по розыску собственников безнадзорных животных.
В силу п. 1 ст. 231 ГК РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 144 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопросов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральный закон № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными (статья 1).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными;
Частью 1 статьи 7 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся, в том числе установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 2.1) установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; 3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.
В силу пункта 4 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1180 в Порядок включаются положения, регулирующие проведение следующих мероприятий: а) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных, деятельность которых осуществляется в соответствии с порядком организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормами содержания животных в них, утвержденными Правительством Российской Федерации; б) возврат потерявшихся животных их владельцам; в) возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 27.03.2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными», к полномочиям Правительства Калининградской области относится определение исполнительного органа государственной власти Калининградской области, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган).
Таким органом определено Министерство сельского хозяйство Калининградской области (пункт 1 Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95).
В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 02.12.2018 № 251-рп создано государственное учреждение Калининградской области «Центр для безнадзорных животных».
Центром в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 № 777, осуществляется выполнение государственной услуги (услуг) и работы по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации (кастрации), умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных, утилизации трупов безнадзорных животных.
Судом установлено, что ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» осуществляет отлов животных без владельцев в соответствии с графиком отлова, сформированным на основании заявок, поступивших от граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления. Все отловленные животные доставляются в Центр для проведения ветеринарных мероприятий. В том числе мероприятий, определяющих немотивированную агрессию таких животных и возможности возвращения животных в прежнюю среду обитания. Животные без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, содержатся в Центре до момента передачи таких животных новым владельцам либо до наступления естественной смерти таких животных. При отлове на каждую собаку оформляется карточка учета животного без владельца.
На основании заявки администрации МО «Полесский муниципальный округ» от 10.05.2023 собака, укусившая несовершеннолетнюю ФИО21., отловлена, находится в Центре.
В силу ч. 3 ст. 7 ФЗ № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8 указанного Закона).
Безнадзорные животные при определенных условиях, указанный в пункте 1 статьи 213 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность.
08.04.2020 между ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» и администрацией МО «Полесский городской округ» заключено Соглашение о взаимодействии в сфере обращения с животными без владельцев на территории Калининградской области.
Согласно п. 1 Соглашения предметом является обеспечение эффективного проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.
П. 2.3 Соглашения предусматривает подачу заявок на отлов животных администрацией на основании обращения жителей и юридических лиц, организаций и учреждений, проживающих и находящихся на территории Полесского муниципального округа.
Из материалов дела усматривается, что до 10 мая 2023 г. заявок в адрес Центра об отлове данного животного от администрации муниципального образования не поступало.
В соответствии с Порядком осуществления мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95, в целях проведения мониторинга Министерство: 1) осуществляет ежемесячный сбор информации от органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Центр для безнадзорных животных", организаций, осуществляющих мероприятия по обращению с животными без владельцев, сторонних организаций и населения по формам, утверждаемым Министерством; 2) ежеквартально выезжает в муниципальные образования Калининградской области для подсчета животных без владельцев в местах их наибольшей концентрации и сравнительного анализа полученных сведений от лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, с составлением актов по формам, утверждаемым Министерством (пункт 4).
При осуществлении мониторинга собираются и систематизируются сведения о наличии животных без владельцев в каждом муниципальном образовании Калининградской области, при этом не учитываются животные, которые имеют отличительные признаки того, что они ранее были отловлены, учтены и возвращены в места прежнего обитания после проведения стерилизации (кастрации), вакцинации, мечения (пункт 6).
Полученные результаты используются при организации и проведении мероприятий по отлову животных без владельцев на территории Калининградской области (пункт 7).
В адрес глав муниципальных образований заместителем министра – начальником департамента ветеринарии – главным государственным ветеринарным инспектором Балендор Е.В. 11.02.2020 и 21.02.2022 направлялись письма о необходимости до 15 числа каждого месяца предоставлять в адрес Министерства информацию о наличии животных без владельцев на территории каждого муниципального образования.
Как следует из материалов дела в текущем году от администрации МО «Полесский муниципальный округ» такая информация не предоставлялась, что не оспаривалось допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11 (главный специалист отдела ЖКУ, капитального строительства, дорожного строительства и благоустройства администрации), в чьи обязанности, в том числе входит осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования.
Кроме того, 26.07.2022 в адрес глав муниципальных образований Центром направлялась памятка «Как защититься от нападения безнадзорных собак» для размещения в районных СМИ.
Вместе с тем, информация на сайте администрации о деятельности Центра для безнадзорных животных с контактными телефонами в целях информирования населения была размещена только 14.07.2023, после поступления настоящего искового заявления в суд.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Из положений ст. 1101 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п. 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с пунктом 12 указанного выше постановления Пленума ВС РФ обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Из положений пункта 14 постановления Пленума ВС РФ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (пункт 15).
В силу п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бесспорных и надлежащих доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, подтверждающих наличие вины ответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области не представлено.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Полесский муниципальный округ» не в полной мере были выполнены возложенные на неё действующим законодательством обязанности по контролю за безнадзорными животными. В течение длительного времени, около трех лет, собака, укусившая девочку, обитала в пос. Сосновка Полесского района и сотрудниками администрации выявлена как безнадзорная не была. Данное обстоятельство привело к возникновению рассматриваемого правоотношения по причинению несовершеннолетней телесных повреждений безнадзорным животным. В результате чего ФИО22. испытала физическую боль и нравственные страдания. В связи с чем, имеются достаточные основания для взыскания в пользу законного представителя компенсации морального вреда, размер которой суд определяет в 15 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Полесского района Калининградской области удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» (ОГРН 1023902273130, ИНН 3922001623) в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Валоватовой Т.В., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию морального вреда в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 августа 2023 г.
Судья подпись Л.А. Полилова