Дело №2-157/2023
УИД 32RS0017-01-2023-000078-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2023 года п. Комаричи Брянской области
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Серенковой Ю.С.,
при секретаре Шаровой И.Е.,
с участием истца – помощника прокурора Комаричского района Брянской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комаричского района Брянской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска указал, что по результатам проведения прокурорской проверки установлено, что МУП «Комаричский коммунальщик» является организацией, осуществляющей водоснабжение населения Комаричского района и обязана обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения администрация Комаричского муниципального района Брянской области от 1 октября 2019 года закрепила за МУП «Комаричский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, включая артезианскую скважину в с. Радогощь.
Проверкой установлено, что на указанную скважину в нарушение п.п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 не представлены проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения Комаричского района, находящихся на балансе МУП «Комаричский коммунальщик», а также санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны с планом мероприятий.
Отсутствие зоны санитарной охраны может привести к необеспечению надлежащего функционирования объектов водоснабжения и повлечь негативные последствия и нарушить права граждан на получение качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам.
С целью устранения выявленных нарушений, 11 августа 2022 года прокуратурой района в адрес директора МУП «Комаричский коммунальщик» внесено представление, но меры по устранению нарушения законодательства не приняты.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Комаричского района Брянской области просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области выполнить мероприятия по разработке проекта зоны санитарной охраны к артезианской скважине, расположенной в с.Радогощь Комаричского района Брянской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Комаричского района Брянской области ФИО3 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Комаричского муниципального района Брянской области – ФИО4 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном заявлении исковые требования признала в полном объеме. Положения ст.ст. 39, 173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны. В связи с большим объемом работ и длительностью исполнения договора подрядчиком по разработке ЗСО ходатайствовала о предоставлении срока в 11 месяцев для добровольного исполнения решения суда со дня его вступления в законную силу.
Представитель третьего лица МУП «Комаричский коммунальщик» в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил провести судебное заседание в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02".
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.41110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В силу п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Из пункта 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирован для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружению должны иметь твердое покрытие.
Пунктом 3.2.1.4 СанПин 2.1.41110-02 установлено, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважины, люки и переливы трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
В силу п. 1.17 СанПиН 2.1.41110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Как установлено в судебном заседании, по результатам проведенной прокуратурой Комаричского района Брянской области проверки, установлено, что в отношении артезианской скважины, расположенной в с. Радогощь Комаричского района Брянской области не разработан проект зон санитарной охраны и не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны в соответствии п. 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02.
На основании постановления администрации Комаричского муниципального района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ артезианская скважина, расположенная в с. Радогощь Комаричского района Брянской области администрацией Комаричского муниципального района Брянской области передана на праве хозяйственного ведения МУП «Комаричский коммунальщик», что подтверждается договором от 1 октября 2019 года заключенного между администрацией Комаричского муниципального района Брянской области и МУП «Комаричский коммунальщик».
11 августа 2022 года в адрес директора МУП «Комаричский коммунальщик» было вынесено представление прокурора Комаричского муниципального района Брянской области об устранении нарушений в сфере федерального законодательства об охране вод.
Согласно сообщению директора МУП «Комаричский коммунальщик», нарушения, указанные в представлении приняты к сведению и ведется работа по их устранению.
Из ответа ТО Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в Суземском, Севском, Комаричском, Брасовском районах от 1 августа 2022 года следует, что в нарушение требований п. 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 не представлены проекты зон санитарной охраны и не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны, в том числе в отношении артезианской скважины, расположенной в с. Радогощь Комаричского района Брянской области, находящейся на балансе МУП «Комаричский коммунальщик».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация водоотведения и водоснабжения населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч.ч. 1,2 ст.23 указанного Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Судом установлено, что действительно договором от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Комаричский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Комаричского муниципального района Брянской области, в том числе артезианской скважины, расположенной в с. Радогощь Комаричского района Брянской области. Однако данным договором не предусмотрена обязанность МУП «Комаричский коммунальщик» выполнять мероприятия по разработке проекта зоны санитарной охраны к объектам водоснабжения.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит выводу о наличии у администрации Комаричского муниципального района Брянской области в силу закона обязанности совершить необходимые действия по разработке проекта ЗСО вышеуказанного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача артезианской скважины, расположенной в с. Радогощь Комаричского района Брянской области, на праве хозяйственного ведения МУП «Комаричский коммунальщик», не влечет принятия им мероприятий по разработке проекта зоны санитарной охраны.
В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч.2).
Согласно ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ принял признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области были признаны представителем администрации Комаричского района Брянской области и суд принял признание иска ответчиком, требования прокурора Комаричского района Брянской области о понуждении в принятии мер по разработке зоны санитарной охраны к артезианской скважине, расположенной по адресу: Брянская область, Комаричский район, с. Радогощь, подлежат удовлетворению.
Разрешая требования в части установления срока исполнения решения, суд приходит к следующему.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Действительно, отсутствие зоны санитарной охраны может привести к не обеспечению надлежащего функционирования артезианской скважины, повлечь негативные последствия и нарушить права граждан на получение качественной питьевой воды, соответствующей санитарно - эпидемиологическим нормам.
Вместе с тем с учетом большого количества работ и длительности истребуемый истцом срок исполнения ответчиком решения суда - в течение 3 месяцев, является не разумным.
В связи с чем, суд считает возможным предоставить администрации Комаричского муниципального района Брянской области срок для исполнения решения - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 204 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Комаричского района Брянской области к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области (<данные изъяты>) в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по разработке проекта зоны санитарной охраны к артезианской скважине, расположенной в с. Радогощь Комаричского района Брянской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Серенкова
Мотивированное решение составлено 30 марта 2023 года.