УИД 59MS0076-01-2022-004476-59
РЕШЕНИЕ9 ноября 2022 года город Чайковский
Судья Чайковского городского суда Пермского края Набока Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ломаевой Т.В.,
с участием законного представителя Рогожникова А.В.,
защитника Мичковой И.Б.,
рассмотрев в судебном заседании по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» (далее МБОУ СОШ № 1) жалобу законного представителя МБОУ СОШ № 1 Рогожникова А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чайковского судебного района Пермского края от 27 сентября 2022 года,
установил:
по постановлению мирового судьи судебного участка № 1 Чайковского судебного района Пермского края от 27 сентября 2022 года МБОУ СОШ № 1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
В суд от МБОУ СОШ № 1, в лице законного представителя - директора Рогожникова А.В., поступила жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование указано, что ни одним из действующих нормативных актов не установлено, в каком виде и в какой форме должны быть определены размеры зон пожарного оповещения, очередность и время начала оповещения в отдельных зонах. Разъяснений о форме документа, содержащего информацию об определении размеров зон пожарного оповещения, очередности и времени начала оповещения в отдельных зонах должностными лицами не дано. На объекте МБОУ СОШ № 1 установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией. ПМО ПКО ООО «Всероссийское добровольное пожарное общество» подготовлен расчет по оценке пожарных рисков на объекте, установлены зоны пожарного оповещения, содержится информация о размерах зон с дальнейшим расчетом времени эвакуации из каждой зоны. В отсутствие установленной формы документа, наличие в расчете по оценке пожарных рисков информации об определении размеров зон пожарного оповещения, очередности оповещения и времени начала оповещения в отдельных зонах, должно быть принято в качестве исполнения требований норм пожарной безопасности.
Законный представитель юридического лица МБОУ СОШ № 1 Рогожников А.В., защитник Мичкова И.Б. доводы жалобы поддержали.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении жалобы при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела и дела об административном правонарушении № 5-752/2022, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре (ч. 3). Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 4).
Согласно ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения (ч. 5). Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре (ч. 6).
В соответствии с таблицей 1 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 173, разделение здания на зоны пожарного оповещения требуется при 4 и 5 типе СОУЭ.
Согласно таблице 2 СП 3.13130.2009 в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования при числе этажей более 3, применяется 4 или 5 тип СОУЭ.
30 сентября 2021 года 11 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Чайковскому городскому округу и Еловскому муниципальному округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю выдано МБОУ СОШ № 1 предписание № 143/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, согласно которому МБОУ СОШ № 1 были допущены нарушения, в том числе п. п. 3.7, 3.8, табл. 1, 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НБП 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года № 323; табл. 1, 2 СП 3.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; ч. ч. 5, 6 ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: в 4-х этажном здании школы при необходимости 4 типа системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не применено разделение здания на зоны пожарного оповещения. Не разработана специальная очередность оповещения людей. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах не определены, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
Согласно п. 3.7 (НБП 104-03), при разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте
Согласно п. 3.8 (НБП 104-03), размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.
Срок устранения выявленных нарушений установлен 30 марта 2022 года, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 - 28 июня 2022 года.
Из материалов дела усматривается, что указанные требования Предписания в полном объеме в установленный срок юридическим лицом МБОУ СОШ № 1 не выполнены, а именно, пункт 1 - размер зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре, не определены.
Подтверждающих сведений об устранении юридическим лицом выявленных нарушений на момент проведения проверки не представлено. Вышеуказанные требования в проекте СОУЭ не определены, сведения о соответствии смонтированной системы условиям обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре на момент проведения проверки отсутствовали.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МБОУ СОШ № 1 к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и подтверждаются доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно:
протоколом об административном правонарушении № 52 от 16 августа 2022 года, с указанием существа правонарушения;
актом внеплановой выездной проверки от 9 августа 2022 года, в котором зафиксировано невыполнение требований п. 1 Предписания от 30 сентября 2021 года № 143/1/1;
протоколом осмотра территорий, помещений МБОУ СОШ № 1 от 3 августа 2022 года;
решением о проведении выездной внеплановой проверки в отношении МБОУ «СОШ № 1», в связи с истечением срока исполнения предписания;
копией предписания № 143/1/1 от 30 сентября 2021 года, в котором указано на нарушение МБОУ СОШ № 1 требований норм пожарной безопасности;
копией рабочего проекта АПС; и иными документами.
Наличие имеющихся по делу доказательств явилось достаточным для рассмотрения дела по существу.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установлены наличие события административного правонарушения и юридическое лицо, допустившее невыполнение предписания, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В постановлении мирового судьи даны должный анализ и надлежащая оценка всем представленным доказательствам. Оснований не согласиться с приведенной оценкой мировым судьей доказательств не имеется, обратного не представлено.
Предписание в установленном законом порядке не обжаловалось, не признано судом незаконным, с данным предписанием МБОУ СОШ № 1 согласилось, однако в свою очередь требование предписания в установленный срок исполнено не было. Ходатайств о продлении срока для исполнения предписания МБОУ СОШ № 1 не заявлялось.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки мирового судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в постановлении, не опровергают наличие в действиях МБОУ СОШ № 1 состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Мировым судьей обоснованно указано на несоответствие рабочего проекта АПС и СОУЭ объекта МАОУ СОГ № 1 по адресу: <адрес>, требованиям ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблицы 1,2 СП 3.13130.2009 «Система противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», п. п. 3.7, 3.8 таблиц 1, 2 Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здания и сооружениях» (НБП 104-03, утвержденный Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323).
Вопреки доводам, в материалах дела не содержится достоверных сведений о выполнении предписания в части определении размера зон пожарного оповещения, специальной очередности оповещения и времени начала оповещения в отдельных зонах, исходя из условий обеспечения безопасности эвакуации людей при пожаре.
Представленная при рассмотрении дела и жалобы копия расчета по оценке пожарных рисков не соответствует требованиям действующего закона, в связи с чем, не принята судом как допустимое доказательство по делу.
Кроме того, из декларации пожарной безопасности от 22 марта 2021 года следует, что оценка пожарного риска на объекте МБОУ СОШ № 1 по адресу: <адрес>, не производилась.
С учетом изложенного, действия юридического лица МБОУ СОШ № 1 правильно квалифицированы по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.
Неустранимых сомнений, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу МБОУ СОШ № 1, не имеется.
Постановление о привлечении МБОУ СОШ № 1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено МБОУ СОШ № 1 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, для юридических лиц, с учетом всех обстоятельств по делу, в том числе характера совершенного административного правонарушения, является справедливым.
Оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чайковского судебного района Пермского края от 27 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МБОУ СОШ № 1 оставить без изменения, а жалобу законного представителя МБОУ СОШ № 1 - без удовлетворения.
Постановление мирового судьи и настоящее решение вступают в законную силу немедленно, но могут быть обжалованы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии со ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья = Е.А. Набока
= |