Дело № 2-895/2022 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2022 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.,
при помощнике судьи Александровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца – помощника Кингисеппского городского прокурора Поздеевой А.А., представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Окуневой Е.А., действующей на основании доверенности 01-21-1215/2019 от 02.10.2019г. сроком три года,
гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту жилищных прав и законных интересов Антонова А.В., к Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту жилищных прав и законных интересов Антонова А.В., обратился в суд с иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование исковых требований указано, что на основании обращения Антонова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о нарушении его жилищных прав городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» требований федерального законодательства в сфере жилищных и иных социальных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Проведенной проверкой установлено, что Антонова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № Антонов А.В. включен в муниципальный список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах Антонова А.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящее на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и достигшее возраста 18 лет, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 5-9).
Помощник Кингисеппского городского прокурора Поздеева А.А. в судебном заседании иск поддержала, просила обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» предоставить Антонова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение не ниже установленных социальных норм, расположенное в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Антонов А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу надлежащим образом (л.д. 45), представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 46).
Представитель ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Окунева Е.А. в судебном заседании иск признала по праву, поддержала доводы письменного отзыва на иск, в котором не оспаривала изложенных в исковом заявлении доводов. Пояснила, что свободных жилых помещений для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не имеется. В рамках исполнения обязательств в 2022 году было проведено 5 аукционов по приобретению однокомнатных квартир в г.Кингисеппе Кингисеппского городского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках 3 аукционов было приобретено 3 квартиры, которые уже оформлены в муниципальную собственность и распределены первоочередникам в муниципальном списке, у которых право на обеспечение жилым помещением возникло в 2020 году. В рамках двух аукционов были поданы заявки на участие в электронном аукционе, в настоящее время проводится процедура подписания муниципальных контрактов на приобретение двух квартир в г.Кингисеппе. В дальнейшем данные квартиры будут оформлены в собственность муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» и распределены. С учетом длительности процесса приобретения жилого помещения в муниципальную собственность и его дальнейшего предоставления гражданину, просит установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года (л.д. 49-51).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1 часть 1; статья 7 часть 1; статья 18; статья 19 части 1-2 Конституции РФ).
Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права па жилище (статья 40 Конституции РФ).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав указанной категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В соответствии с положениями статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Ленинградская область, определяется Правительством Ленинградской области.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, указанным в части 12 настоящей статьи, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), жилые помещения специализированного жилищного фонда Ленинградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд), предоставляются по их месту жительства в соответствующем населенном пункте.
Согласно ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона от 17 июня 2011 года N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 июля 2013 года № 211 утвержден Порядок предоставления органами исполнительной власти Ленинградской области однократно благоустроенных жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Ленинградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Антонов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом детей, оставшихся без попечения родит елей, поскольку его родители лишены родительских прав (л.д. 30-36).
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.В. обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением (далее – муниципальный список) (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на котором рассмотрено заявление Антонова А.А. (л.д. 15).
Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.В. включен в муниципальный список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ Антонов А.В. достиг совершеннолетия.
При таких обстоятельствах, Антонов А.В., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. При этом, жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области за счет средств субвенций из областного бюджета.
Между тем, жилое помещение специализированного жилищного фонда Антонову А.В. по достижении им совершеннолетия не было предоставлено, что не оспаривалось ответчиком.
Антонов А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Кингисеппскую городскую прокуратуру с заявлением о нарушении его прав ответчиком, связанным с непредоставлением жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).
Ответчиком не оспаривается, что проведенной по факту обращения Антонова А.В. Кингисеппской городской прокуратурой проверкой установлен факт нарушения администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выразившийся в непредоставлении благоустроенного жилого посещения по договору специализированного найма Антонову А.В.
Из представленного отзыва следует, что ответчик не отказывает Антонову А.В. в предоставлении жилого помещения и не оспаривает то обстоятельство, что Антонову А.В. должно быть предоставлено жилое помещение, возражений относительно заявленных требований не имеет. Указывает, что в рамках исполнения обязательств, в 2022 году ответчиком было проведено 5 аукционов по приобретению однокомнатных квартир в г. Кингисеппе Кингисеппского района для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 52-97). В рамках 3 аукционов было приобретено 3 квартиры, которые уже оформлены в муниципальную собственность и распределены первоочередникам в муниципальном списке, у которых право на обеспечение жилым помещением возникло в 2020 году. В рамках двух аукционов были поданы заявки на участие в электронном аукционе, в настоящее время проводится процедура подписания муниципальных контрактов на приобретение двух квартир в г.Кингисеппе. В дальнейшем данные квартиры будут оформлены в собственность муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» и распределены. С учетом длительности процесса приобретения жилого помещения в муниципальную собственность и его дальнейшего предоставления гражданину, просит установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года (л.д. 49-51).
Учитывая, что предусмотренная законом обязанность по предоставлению жилого помещения Антонову А.В. ответчиком до настоящего времени не исполнена, суд считает требования Кингисеппского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, принципов разумности и справедливости, необходимости осуществления ответчиком мероприятий, связанных с проведением аукциона по приобретению жилого помещения, а также оформлением документов для его последующего предоставления истцу, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения - до 31 декабря 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кингисеппского городского прокурора, действующего в защиту жилищных прав и законных интересов Антонова А.В., к Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение – удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в срок до 31 декабря 2023 года, за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» предоставить Антонова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение не ниже установленных социальных норм, расположенное в Кингисеппском муниципальном районе Ленинградской области, по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Мотивированное решение составлено 23 июня 2022 года
Судья: Улыбина Н.А.