Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-8025/2022
УИД: 63RS0039-01-2021-007936-83
Дело № 2а-1000/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июля 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Мыльниковой Н.В. и Роменской В.Н.,
при секретаре Олейник Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сенцова Е.В. на решение Ленинского районного суда города Самары от 15 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., пояснения представителя заинтересованного лица Департамента транспорта администрации г.о. Самара Андриянова А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сенцов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Самара об оспаривании решения, действий и бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в сентябре 2021 года он обратился в администрацию г.о. Самара по вопросу организации дорожного движения, а именно, о правомерности и целесообразности установки дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» возле дома № 45 по улице Гагарина в городе Самаре.
17 сентября 2021 года Департаментом транспорта администрации городского округа Самара ему дан ответ, в котором указано, что дорожные знаки установлены в соответствии с действующей схемой установки технических средств организации дорожного движения, согласованной в установленном порядке в ОГИБДД УМВД России по городу Самаре. Схема установки технических средств организации дорожного движения исключает возможность парковки транспортных средств по улице Гагарина на участке от дома № 45 и до подземного перехода станции метро «Гагаринская». Ограничения на остановку транспортных средств введены в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, увеличения пропускной способности рассматриваемого участка улицы Гагарина, с учетом наличия на обозначенном участке остановок общественного транспорта, «нагруженных» значительным количеством маршрутов.
С указанным решением административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку участок дороги, на котором установлен знак, в силу требований пункта 12.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, не относится к местам, на которых остановка транспортных средств запрещена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, с учетом последующих уточнений, просил суд признать незаконным решение и действия администрации г.о. Самара, выразившиеся в установке дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» возле дома № 45 по улице Гагарина в городе Самаре; признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара, выразившееся в нежелании добровольно демонтировать дорожный знак; взыскать с администрации городского округа Самара судебные расходы в размере 3000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Самара от 15 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 67-71).
В апелляционной жалобе Сенцов Е.В. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, взыскать с администрации г.о. Самара судебные расходы в размере 450 рублей (л.д. 74-76).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.
Часть 2 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области организации дорожного движения относится установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
В соответствии с Положением о Департаменте транспорта администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 27 декабря 2007 года № 517 (действовавшего на момент установки дорожных знаков), одной из основных функций Департамента является разработка проектов организации дорожного движения, схем установки технических средств организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Самара.
Согласно пункту 15 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденного постановлением главы городского округа Самара от 22 сентября 2014 года № 1441, автомобильная дорога - улица Гагарина относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара.
Из материалов дела следует, что 1 сентября 2021 года Сенцов Е.В. обратился в администрацию г.о. Самара по вопросу организации дорожного движения, а именно, о правомерности и целесообразности установки дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» возле дома № 45 по улице Гагарина в городе Самаре (л.д. 6-7).
В этот же день обращение Сенцова Е.В. переадресовано Департаменту транспорта администрации городского округа Самара (л.д. 5).
17 сентября 2021 года Департаментом транспорта администрации городского круга Самара заявителю дан ответ №-Обр., в котором разъяснено, что дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» совместно со знаком дополнительной информации 8.23 «Фотовидеофиксация» установлены в соответствии с действующей схемой установки технических средств организации дорожного движения, согласованной в установленном порядке в ОГИБДД УМВД России по городу Самаре. Схема установки технических средств организации дорожного движения исключает возможность парковки транспортных средств по улице Гагарина на участке от дома № 45 и до подземного перехода станции метро «Гагаринская». Ограничения на остановку транспортных средств введены в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, увеличения пропускной способности рассматриваемого участка улицы Гагарина, с учетом наличия на обозначенном участке остановок общественного транспорта, «нагруженных» значительным количеством маршрутов (л.д. 8-9).
Расположение вышеуказанных дорожных знаков, установленных на автомобильной дороге, проходящей по улице Гагарина, подтверждается схемой установки технических средств организации дорожного движения № 421/2020, утвержденной Департаментом транспорта администрации городского округа Самара 19 октября 2020 года по согласованию с ОГИБДД УМВД России по городу Самаре от 22 октября 2020 года (л.д. 61-63).
Согласно информации Департамента транспорта администрации городского круга Самара существующая схема организации дорожного движения на участке от улицы Мяги до улицы Революционной исключает возможность парковки, стоянки и остановки транспортных средств по улице Гагарина на данном участке. Запрет осуществляется посредством дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» (л.д. 42-46).
Из отзыва Управления МВД России по г. Самаре по административному иску следует, что решением антитеррористической комиссии Самарской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) установлен Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Для мест массового пребывания граждан, в том числе, предусмотрено ограничение парковки автотранспорта вблизи данного вида объектов. На указанном участке улично-дорожной сети расположен объект массового пребывания граждан - станция метрополитена.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что проведенные мероприятия по организации дорожного движения направлены на повышение пропускной способности автомобильной дороги общего назначения, что соответствует положениям действующего законодательства, отмена запрета на парковку, стоянку и остановку транспортных средств на вышеуказанном участке дороги негативным образом скажется на транспортной ситуации.
При этом доводы административного истца о том, что запрещающий знак установлен на участке дороги, где в силу требований пункта 12.4 Правил дорожного движения Российской Федерации остановка не запрещена, суд обоснованно признал несостоятельными, поскольку положениями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Сенцова Е.В., поскольку права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов не созданы, какие-либо обязанности на административного истца не возложены.
Доводы апелляционной жалобы Сенцова Е.В. о нарушении административным ответчиком его прав, свобод и законных интересов, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене правильного по существу решения суда первой инстанции. Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сенцова Е.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>