В суде первой инстанции дело
рассмотрено судьей Ткаченко Е.С.
Дело № 21-337/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск 14 июня 2023 года
Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Кундель Е.Д. на постановление старшего государственного инспектора Дальневосточного территориального отдела государственного железнодорожного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному территориальному округу от 06 октября 2022 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
у с т а н о в и л :
Постановлением старшего государственного инспектора Дальневосточного территориального отдела государственного железнодорожного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному территориальному округу Ганюшкиной О.В. от 06 октября 2022 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 20 марта 2023 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Защитник Общества Кундель Е.Д. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить как незаконные, необоснованные, производство по делу прекратить.
И.о. Биробиджанского транспортного прокурора Дмитриева Т.В., законный представитель Общества Белозёров О.В., начальник Дирекции железнодорожных вокзалов филиала Общества Геворкян Г.А., защитники Общества Кундель Е.Д., Сердюкова Н.Е., извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст.9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что Биробиджанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение доступа лицам с ограниченными возможностями на железнодорожных вокзалах Биробиджан, Бира, Облучье Дальневосточной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Общества, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего состояния объектов железнодорожной инфраструктуры на железнодорожных вокзалах станций Биробиджан, Бира, Облучье, влекущие нарушение прав маломобильных групп населения, которые не позволяют в полной мере лицам с ограниченными возможностями пользоваться предлагаемыми перевозчиком услугами и инфраструктурой. Так, в ходе проведения 30 августа 2022 года проверки на станции Биробиджан установлено, что пассажирам из числа инвалидов Обществом не обеспечивается беспрепятственный вход на вокзал самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств – пандусы со стороны привокзальной площади имеют несоответствующий уклон, отсутствует возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения к месту предоставления услуг в помещении туалета на улице с западной стороны вокзала, на пандусе не установлены двойные поручни; в здании вокзала и на платформах отсутствуют направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению; в ходе проведения 25 августа 2022 года проверки: на станции Бира - на пассажирских платформах и в здании железнодорожного вокзала отсутствуют направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению, парковочные места для маломобильных групп населения не оборудованы дорожными знаками 6.4 «Парковка» и знаком дополнительной информации (табличка) «Инвалиды»; на станции Облучье - лестничный марш надземного перехода (виадук), выходящий на платформу станции Облучье, не оборудован пандусом или лифтом, или наземным регулируемым переходом, на второй пассажирской платформе от железнодорожного вокзала и в здании железнодорожного вокзала отсутствуют устройства тактильно-контрастных наземных указателей для инвалидов с недостатками зрения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о нарушении Обществом ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Минтранса России от 06 ноября 2015 года №329, ГОСТ Р 52875-2018, ГОСТ Р 52289-2019, возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является его разрешение в соответствии с законом.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из ч.1 ст.29.5 КоАП РФ по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (пп.«з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, характеризуется бездействием, заключается в данном случае в уклонении юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов.
Обжалуемым постановлением Обществу вменено уклонение от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов, в данном случае - объектов железнодорожной инфраструктуры на железнодорожных вокзалах станций Биробиджан, Бира, Облучье Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Общества.
Территориальная подсудность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения данного юридического лица, то есть местом его государственной регистрации (либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов).
В соответствии с п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу ч.3 ст.25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 Гражданского кодекса РФ).
Железнодорожные вокзалы станций Биробиджан, Бира, Облучье включены в состав Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Общества.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, местом нахождения Общества, равно как и местом нахождения филиала Общества – Дирекции железнодорожных вокзалов является город Москва.
Следовательно, дело об административном правонарушении рассмотрено старшим государственным инспектором Дальневосточного территориального отдела государственного железнодорожного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному территориальному округу в г.Хабаровске с нарушением правил подведомственности.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было устранено судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица административного органа.
Содержащиеся в решении судьи районного суда суждения о том, что дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом МТУ Ространснадзора по ДФО, сделаны без учета требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенной выше правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оспариваемые постановление должностного лица от 06 октября 2022 года, решение судьи районного суда от 20 марта 2023 года нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы в Хабаровском краевом суде срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.9.13 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.6 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░