Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2087/2022 ~ М-1760/2022 от 30.05.2022

Дело № 2-2087/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Соболевой В.А.,

при секретаре Надыршиной А.У.,

с участием процессуального истца Егоровой Н.Н., представителя ответчика Потворова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 21 июня 2022 года гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 29» о возложении обязанности оснастить медицинский блок в соответствии со стандартом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Магадана обратился в Магаданский городской суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с названным иском.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Магадана проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних в муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 29» (далее – МАОУ СОШ № 29, Учреждение).

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение приказа Минздрава от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательный организациях» в медицинском блоке учреждения отсутствуют: секундомеры, плантограф, оториноскоп с набором воронок, пипетки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров, сейф для хранения медикаментов.

В медицинском кабинете учреждения, в нарушение установленных требований имеется лишь 1 динамометр кистевой (установленное количество 4), 1 стенофонендоскоп (установленное количество 2), 1 кушетка (установленное количество 2), 1 холодильник (установленное количество 2), 1 ширма медицинская (установленное количество 2), 1 носилки (установленное количество 2).

По результатам проверки директору МАОУ «СОШ № 29» внесено представление от 15 марта 2022 г. об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, которое 18 апреля 2022 г. рассмотрено и удовлетворено.

В целях контроля устранения нарушений, отраженных в вышеуказанном представлении, прокуратурой города Магадана от 19 мая 2022 г. проведена проверка оснащенности медицинского блока, в ходе которой установлено, что в образовательном учреждении отсутствуют в установленном количестве плантограф, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров, сейф для хранения медикаментов, тонометры с возрастными манжетами установленного количества, динамометры кистевые, стетофонендоскопы, кушетки, ширмы медицинские, носилки.

Полагает, что несоблюдение норм влечет нарушение прав несовершеннолетних, являющихся учащимися образовательного учреждения в сфере здравоохранения и создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит обязать муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29» оснастить медицинский блок в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н, а именно, плантографом (1 штука), оториноскопом с набором воронок (1 штука), комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» (1 штука), аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) (1 штука), травматологической укладкой (1 штука), зондами желудочными (4 штуки), сейфом для хранения медикаментов (1 штука), тонометрами с возрастными манжетами (2 штуки), динамометрами кистевыми (4 штуки), стетофонендоскопами (2 штуки), кушетками (2 штуки), ширмами медицинскими (2 штуки), носилками (2 штуки), в срок в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Определением судьи от 2 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Муниципальное образование «Город Магадан» в лице Мэрии г. Магадана, Департамент образования Мэрии г. Магадана.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании, не оспаривая обязанности образовательного учреждения обеспечить медицинский блок необходимым оборудованием, указал на недостаточность финансирования. Поддержал, доводы, изложенные в отзыве на иск. Полагал, что установление срока исполнения обязанности по оснащению медицинского блока медицинским оборудованием в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу не отвечает критериям разумности и заведомо приведет к невозможности исполнения решения суда в установленный срок. В случае удовлетворения исковых требований прокурора г. Магадана просил установить срок исполнения решения суда до ноября 2022 года.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (ч. 3 ст. 41 Закона об образовании).

Как следует из положения статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона об основах охраны здоровья основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 названного закона, в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона об основах охраны здоровья осуществляется путем: организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утверждены приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н (далее – Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним).

Пунктом 3 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним установлено, что несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (п. 4 названного Порядка).

Приложением № 3 к приказу Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н установлен стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в помещении по адресу: г. Магадан, ул. Набережная реки Магаданки, д. 59/4, осуществляет образовательную деятельность Средняя общеобразовательная школа № 29, основным видом деятельности которой является образование среднее общее.

Согласно уставу, утвержденному 18 января 2016 года, Средняя общеобразовательная школа № 29 в силу своей организационно-правовой формы является муниципальным автономным общеобразовательным учреждением, соответственно, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учредителем Средней общеобразовательной школы № 29 является муниципальное образование «Город Магадан» (п. 1.14 устава).

Муниципальные задания для Средней общеобразовательной школы № 29 в соответствии с его основными видами деятельности устанавливает учредитель (п. 1.17).

Учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества (п. 1.18).

3 марта 2022 г. прокуратурой города Магадана проведена проверка МАОУ «СОШ № 29» соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних в названном учреждении. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение приказа Минздрава от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательный организациях» в медицинском блоке учреждения отсутствуют: секундомеры, плантограф, оториноскоп с набором воронок, пипетки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров, сейф для хранения медикаментов.

В медицинском кабинете учреждения, в нарушение установленных требований имеется лишь 1 динамометр кистевой (установленное количество 4), 1 стенофонендоскоп (установленное количество 2), 1 кушетка (установленное количество 2), 1 холодильник (установленное количество 2), 1 ширма медицинская (установленное количество 2), 1 носилки (установленное количество 2).

По результатам проверки директору МАОУ «СОШ № 29» внесено представление от 15 марта 2022 г. об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

В письме от 18 апреля 2022 г. в ответ на указанное представление директор МАОУ СОШ № 29 сообщил о приобретении секундомеров (2 штуки), пипетки (10 штук), лампы настольной (2 штуки), установлены: персональный компьютер в комплекте МФУ и второй холодильник. Также указал, что вопрос о дооснащении медицинского блока оборудованием, инструментарием и инвентарем находится в работе.

В целях контроля устранения нарушений, отраженных в вышеуказанном представлении, решением заместителя прокурора города Магадана от 19 мая 2022 года назначена проверка в отношении МАОУ СОШ № 29

Актом проверки от 19 мая 2022 г. установлено, что в образовательном учреждении отсутствуют в установленном количестве плантограф, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), травматологическая укладка, зонды желудочные разных размеров, сейф для хранения медикаментов, тонометры с возрастными манжетами установленного количества, динамометры кистевые, стетофонендоскопы, кушетки, ширмы медицинские, носилки.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Учреждение не обеспечено средствами оказания первой медицинской помощи обучающимся.

Данное обстоятельство не оспаривалось и представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, ссылавшегося на недостаточное финансирование и отсутствие в бюджете на 2022 год средств для осуществления мероприятий по оснащению медицинского блока образовательного учреждения.

Между тем отсутствие финансирования на указанные цели, основанием для освобождения ответчика от возложенных на него обязательств не является, а лишь может учитываться при определении срока, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик, являясь образовательным учреждением, обязан выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и основах охраны здоровья граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Магадана являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявляя требование, прокурор просил установить срок исполнения – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Возражая относительно заявленного срока, представитель ответчика просил увеличить срок для исполнения решения суда до 1 ноября 2022 г., поскольку финансирование из муниципального бюджета на приобретение необходимого оборудования в медицинский блок учреждения до настоящего времени не поступило, сроки проведения закупочных процедур.

Как следует из правового анализа главы 16 Гражданского процессуального кодекса РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ, изложенной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

В данном случае при определении срока исполнения решения, судом принимаются во внимание основания заявленных прокурором требований, срок и порядок вступления решения в законную силу, необходимость обеспечения исполнимости судебного решения, требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то обстоятельство, что расходы на выполнение требований необходимо предусмотреть в бюджете, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.

В частности, суд учитывает организационно-правовую форму ответчика, являющегося муниципальным учреждением, финансируемым за счет средств местного бюджета, отсутствие финансирования на проведение мероприятий по оснащению медицинского блока образовательного учреждения.

На основании изложенного, с учетом времени вступления решения суда в законную силу и срока, заявленного прокурором, принимая во внимание объем подлежащих исполнению обязательств, необходимость бюджетополучателей при осуществлении хозяйственной деятельности, начала учебного года и исходя из принципа исполнимости судебного решения, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок – не будет достаточным для исполнения судебного решения.

С учетом вышеназванного, срок для исполнения решения суда необходимо установить – до 1 сентября 2022.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 29» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 29» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2013 ░░░░ № 822░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ (1 ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (1 ░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░ ░░░» (1 ░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ ░░░░) (1 ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (1 ░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (4 ░░░░░), ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (1 ░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (2 ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (4 ░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (2 ░░░░░), ░░░░░░░░░ (2 ░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (2 ░░░░░), ░░░░░░░░░ (2 ░░░░░), ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 27 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                                                                  ░.░. ░░░░░░░░

2-2087/2022 ~ М-1760/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Магадана
Ответчики
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29"
Другие
Департамент образования Мэрии г. Магадана
Муниципальное образование «Город Магадан» в лице мэрии г. Магадана
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Соболева В.А
Дело на сайте суда
magadansky--mag.sudrf.ru
30.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2022Передача материалов судье
02.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Дело оформлено
22.12.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее