Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1442/2023 ~ М-1069/2023 от 04.04.2023

Дело № 2-1442/2023 64RS0004-01-2023-001313-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2023 года              город Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Понизяйкиной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,

с участием прокурора Никитиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Балаково Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости садоводческого товарищества «Волжские зори» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

первый заместитель прокурора города Балаково обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости садоводческого товарищества «Волжские зори» (далее ТСНСТ «Волжские зори») о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в котором просит, возложить на ответчика обязанность оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.11 раздела 5 Свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97». «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , обязать ТСНСТ «Волжские зори» заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1- 4 класса опасности, договор на вывоз твердых коммунальных отходов.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Балаково Саратовской области проведена проверка исполнения действующего федерального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что ТСНСТ «Волжские зори» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров, а также в виду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора регулярный вывоз отходов не обеспечен.

Согласно информации, предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» (далее - Региональный оператор), по состоянию на 09.02.2023 года заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ТСНСТ «Волжские зори» не поступала.

Кроме того, согласно объяснению председателя правления ТСН «Сельский строитель» договор по состоянию на 16.03.2023 не заключен.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, причины неявки суду не сообщил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Ситиматик», о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Выслушав объяснения лица участвующего в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12, ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, по результатам проведения, которого между Министерством и АО «Управление отходами» (в настоящее время - АО «Ситиматик») подписано соглашение № 1 (зона деятельности № 1 – входят г. Балаково и Балаковский муниципальный район).

В соответствии с п. 19.1 указанного выше соглашения к обязанностям АО «Управление отходами» (в настоящее время - АО «Ситиматик») относится осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области в пределах зона № 1.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы - СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.

В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для юридических лицам и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Кроме того, в соответствии с п. 5.11 раздела 5 Свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97*. «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 года № 849 (Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*) на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов, бытовые отходы должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для не утилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров, что также определено ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м., иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м., от границ участков.

Выявленные нарушения наносят вред окружающей среде, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Прокуратурой города Балаково Саратовской области проведена проверка соблюдения требований законодательства проведена проверка исполнения действующего федерального законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

По результатам проведенной проверки был выявлено, что ТСНСТ «Волжские зори» не исполняются требования законодательства об охране окружающей среды, а именно отсутствуют площадки для установки контейнеров, а также в виду отсутствия заключенного договора со специализированной организацией на вывоз мусора регулярный вывоз отходов не обеспечен.

Согласно информации, предоставленной региональным оператором Саратовской области АО «Ситиматик» (далее - Региональный оператор), по состоянию на 09.02.2023 года заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со стороны ТСНСТ «Волжские зори» не поступала.

Изложенные обстоятельства ответчиком ТСНСТ «Волжские зори» не оспаривались.

Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ТСНСТ «Волжские зори» влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ.

Таким образом, учитывая, что ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не представлено суду бесспорных доказательств, что нарушения возникли не по вине ответчика, либо выявленные нарушения устранены полностью или в какой либо части, суд находит заявленные исковые требования по устранению нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды ТСНСТ «Волжские зори» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требований о взыскании судебных расходов не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Балаково Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости садоводческого товарищества «Волжские зори» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Обязать товарищество собственников недвижимости садоводческого товарищества «Волжские зори» ОГРН 1026401424059 оборудовать площадки для установки контейнеров в соответствии с п. 5.11 раздела 5 Свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97». «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 года № 849.

Обязать товарищество собственников недвижимости садоводческого товарищества «Волжские зори» ОГРН 1026401424059 заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1- 4 класса опасности, договор на вывоз твердых коммунальных отходов.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья Е.Н. Понизяйкина

Мотивированное решение составлено 05 мая 2023 года.

Судья Е.Н. Понизяйкина

2-1442/2023 ~ М-1069/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора города Балаково Саратовской области
Ответчики
ТСНСТ "Волжские зори"
Другие
акционерное общество "Ситиматик"
Суд
Балаковский районный суд Саратовской области
Судья
Понизяйкина Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
balakovsky--sar.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее