Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-613/2023 ~ М-527/2023 от 20.09.2023

84RS0001-01-2023-000717-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Дудинка                                              07 ноября 2023 года

    Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

    председательствующего судьи А.А.Калмыкова,

    при секретаре Симоновой Е.С.,

    с участим прокурора Гребенюк А.И.,

    представителя ответчиков – ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», Управления образования администрации ТДН района Тлехугова Т.А.,

    представителя ответчика администрации ТДН района Панова А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-613 по иску заместителя прокурора Таймырского района к ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», Управлению образования администрации ТДН района, администрации ТДН района о понуждении к принятию мер по обеспечению охраны учебного учреждения,

У С Т А Н О В И Л :

    Заместитель прокурора Таймырского района обратился в суд с иском к ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» (далее – ответчик, школа), указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности школы, в ходе которой установлены нарушения. По изложенным в иске основаниям просит суд обязать ответчика ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание школы ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; обязать Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в целях выполнения указанных мероприятий выделить ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» финансирование для исполнения решения суда в течение 6 месяцев (л.д.5-7).

    В судебном заседании прокурор Гребенюк А.И. заявленные исковые требования полностью поддержал по изложенным в иске основаниям.

Директор ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» Доброва Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.74).

Представитель ответчиков - ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» и Управления образования Тлехугов Т.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указывая, что в целях обеспечения общей потребности в денежных средствах для обеспечения оснащения здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» ответчиком были проведены мероприятия по поиску исполнителя услуг по монтажу и пусконаладочным работам систему тревожной сигнализации. На сегодняшний день стоимость монтажных и пусконаладочных услуг согласно имеющемуся коммерческому предложению составляет 128400 руб. В настоящее время денежные средства, необходимые для принятия всех вышеперечисленных в исковом заявлении мер по оснащению здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в указанный в исковом заявлении срок бюджетной сметой ответчика не предусмотрены. Таким образом, Управление образования не имеет возможности обеспечить принятие мер по оснащению здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Учитывая отдаленность образовательной организации от развитых транспортных путей, труднодоступность местонахождения образовательной организации для доставки и монтажа необходимого оборудования и отсутствие поставщиков необходимого оборудования для исполнения требований законодательства в части оснащения здания школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считает, что исковые требования могут быть исполнены в срок не ранее 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В случае удовлетворения иска прокурора, в адрес финансового управления администрации района будут направлены предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись Управления образования для исполнения решения судебных органов.

Представитель ответчика – администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района Панов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска к администрации района отказать, поскольку ни Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 не устанавливают безусловную обязанность администрации района, как органа местного самоуправления, который не является главным распорядителем бюджетных средств, осуществлять финансирование расходов учреждения. Кроме того, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор не наделен правом обращения в суд с иском в защиту прав казенного учреждения, иск заявлен в нарушение действующего законодательства. Кроме этого, прокурор не указывает в каком размере (части, объеме) ответчики должны будут исполнять решение суда, то есть в каком размере (части, объеме) выделит финансирование каждый из них в пользу ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12». Без четкой формулировки требований исполнение решение суда невозможно.

    Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п. 2 ч.6 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    Пунктом 8 ч.1 ст.41 Закона РФ № 273-ФЗ, установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Согласно представленной в деле копии Устава ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», ответчик является образовательной организацией, в форме казенного учреждения, находящейся в собственности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, подведомственной и подконтрольной Управлению образования администрации ТДН района, основным предметом деятельности которой является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ. В соответствии с п.1.13 Устава, ответчик, в числе прочего, несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации во время образовательного процесса.

Согласно п.4 ч.2 ст.5 Закона РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, Правительство РФ, в числе прочего, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

    Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года, утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – требования); а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

    Пунктом 17 Требований, в числе прочего, установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.

    При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п.18 Требований).

    Подпунктом «г» п. 24 Требований, в числе прочего, установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.

    В соответствии с отдельными положениями указанных требований, предусмотрено обязательное проведение обследования образовательных учреждений с последующим категорированием опасности объектов, по результатам которых в обязательном порядке специальной комиссией составляется паспорт безопасности объекта.

Из представленной суду копии паспорта безопасности ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, пос. Потапово, ул. Набережная, д. 2 «А», пом. 1, следует, что образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности объекта (л.д. 46-51).

Согласно акту обследования и категорирования от 15.11.2022, комиссия рекомендовала оснастить объект системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (л.д.55-62).

01.11.2022 в адрес директора ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» заместителем прокурора района по результатам проведенного анализа соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности было внесено представление о необходимости принять действенные меры по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, а именно п. «г» ч. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года (л.д. 21-22).

    Согласно ответу заместителя Главы Таймырского Долгано –Ненецкого муниципального района – начальника Управления образования Друпповой Т.А. от 20.04.2023 на запрос прокурора района в ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» система передачи тревожных сообщений не установлена по причине отсутствия технической возможности в подключении к пульту централизованного наблюдения ОВО по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю», отсутствия устойчивого канала цифровой связи для передачи извещений (л.д. 19-20).

     Таким образом, судом установлен факт не соблюдения п.24 Требований, а именно подпункта «г», в здании ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, пос. Потапово, ул. Набережная, д. 2 «А», пом. 1.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предъявленные прокурором к ответчику - образовательному учреждению исковые требования, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

    При этом, в соответствии с п.2.4, 2.7 Положения об управлении образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного Решением Таймырского районного Совета депутатов № 03-043 от 27.06.2019 года, в число основных задач Управления входят, в числе прочих, планирование, организация деятельности муниципальных учреждений, подведомственных Управлению (далее - подведомственные муниципальные организации, муниципальные образовательные организации); осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств районного бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Управления образования и подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств. Управление, в соответствии с возложенными на него задачами, создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Обеспечивает содержание зданий и сооружений подведомственных муниципальных организаций, муниципальных образовательных организаций и обустройство прилегающих к ним территорий (п.3.1 Положения).

    Таким образом, финансирование мероприятий по обеспечению требований антитеррористической защищенности подведомственных образовательных учреждений, возложено на Управление образования администрации ТДН района.

    При этом, в соответствии с п.32 Требований, контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

    Таким образом, законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов подведомственных учреждений образования требованиям законодательства об антитеррористической защищенности.

В соответствии с п.6.1 и п.11 ч.1 ст.15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 5 ч.1 ст.9 Закона РФ № 273-ФЗ, установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области образования, относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Помимо этого, согласно п.3 ч.1 ст.17 Закона РФ № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2009 года, установлено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с п.1.5 Положения об Управлении образования администрации ТДН района, финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств районного бюджета (л.д.66).

Таким образом, несмотря на то, что Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств в отношении ответчика – школы, администрация ТДН района, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обязана обеспечить требования антитеррористической безопасности, в том числе в части обеспечения соответствия переданного в оперативное управление здания, находящегося в муниципальной собственности.

Поэтому, суд, соглашаясь с мнением прокурора, считает предъявленные исковые требования к ответчику – администрации ТДН района о выделении необходимого финансирования на устранение выявленных нарушений, наряду с Управлением образования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика – администрации ТДН района о нарушении прокурором полномочий, предусмотренных ст.45 ГПК РФ, суд также находит несостоятельными, поскольку исковые требования направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности нахождения в учебном заведении учеников, родителей, педагогического состава, родителей и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика о неисполнимости решения суда в случае удовлетворения исковых требований к соответчикам – Управлению образования и администрации ТДН района, суд также находит несостоятельными, поскольку оба указанных органа в силу вышеприведенных положений законодательства, обязаны принять меры к выделению школе финансирования в размере, достаточном для устранения выявленного нарушения.

Определяя срок выполнения требований прокурора, суд соглашается с позицией представителя ответчиков – школы и Управления образования о том, что исполнение решения суда потребует проведения необходимых мероприятий, связанных не только с выделением бюджетного финансирования, но и с проведением технических работ в условиях отдаленности места нахождения школы, особенностей ее транспортной доступности и считает разумным и справедливым установить ответчикам срок для исполнения решения суда - в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить.

    Обязать ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить здание ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», расположенное по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, пос. Потапово, ул. Набережная, д. 2 «А», пом. 1, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

    Обязать Управление образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансирование ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12» на выполнение мероприятий по оснащению здания ТМК ОУ «Потаповская средняя школа № 12», расположенного по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано – Ненецкий район, пос. Потапово, ул. Набережная, д. 2 «А», пом. 1, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд.

Судья                                А.А.Калмыков

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2023 года

2-613/2023 ~ М-527/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Таймырского района
Ответчики
Администрация ТДНм района
Управление образования администрации ТДНм района
ТМК ОУ "Потапоская средняя школа № 12"
Суд
Дудинский районный суд Красноярского края
Судья
Калмыков Алексей Александрович
Дело на странице суда
dudinsky--dud.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2023Передача материалов судье
26.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023Дело оформлено
08.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее