Судья: Пименова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-3589
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-2879/2020)
30 марта 2021 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ивановой Е.Н. и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре – Зенкевиче В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Полякова В.Ю. на решение Железнодорожного районного суда города Самары от 18 декабря 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Полякова В.Ю. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области о признании приказа об увольнении незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца – Полякова В.Ю., возражения на жалобу представителя ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области – Маловой С.Е., заключение прокурора – Галкиной А.Н., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Поляков В.Ю. обратился в суд с иском о признании незаконным увольнения, восстановлении на службе в органах принудительного исполнения, возложении обязанности заключить служебный контракт и внести записи в трудовую книжку, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда к ответчику – Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области в обоснование своих требований указав, что 1 марта 2005 года между сторонами был заключен служебный контракт №№, в соответствии с которым истец был принят на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела — старшего судебного пристава отдела судебных приставов Кошкинского района УФССП России по Самарской области. Приказом №№ от 28 апреля 2020 года истец уволен ответчиком по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Данный приказ истец считает незаконным. 14 января 2020 года истец уведомлен ответчиком о том, что в связи со вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральная служба переходит на иной вид государственной службы. В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ ФССП России от 1 января 2020 года №90 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области», вступающий в силу 1 мая 2020 года. На основании данного штатного расписания замещаемая истцом должность федеральной государственной гражданской службы подлежит сокращению. После получения соответствующего уведомления истец изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ, о чем проинформировал руководство УФССП по Самарской области в письменном виде. Истцом в соответствии с требованиями работодателя был пройден необходимый профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. В дальнейшем руководителем УФССП по Самарской области истцу была предложена должность начальника отделения — старшего судебного пристава отделения судебных приставов Кошкинского района УФССП по Самарской области, о чем свидетельствует соответствующее письменное уведомление. Заявление о соглашении с предложенной должностью истцом направлено в кадровое подразделение УФССП России по Самарской области. Несмотря на то, что истец согласился с предложенной должностью, прошел необходимое тестирование и медицинское освидетельствование, а какие-либо препятствия для службы истца в органах принудительного исполнения РФ отсутствовали, приказом руководителя УФССП России по Самарской области №№ от 28 апреля 2020 года истец был незаконно уволен в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При этом письменный отказ в принятии на службу в органы принудительного исполнения в указанием причин такого отказа истцом от ответчика не получен до момента предъявления рассматриваемого иска. Истец полагает, что отражение в заключении психолога о выявленных факторах риска и принятое решение работодателя об отказе в приеме на службу является необоснованным и надуманным и нарушает требование ст. 2 Трудового кодекса РФ о равенстве прав и возможностей работников и ст. 3 Трудового кодекса РФ о наличии равных возможностей для реализации своих трудовых прав, поскольку указанное решение принято без учета длительного стажа работы истца в службе судебных приставов на руководящей должности, неоднократных поощрений, наличия трех высших образований. Истец указывает, что уведомление о предложении иной вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в УФССП по Самарской области от 28 апреля 2020 года он не получал, подпись на нем выполнена иным лицом с подражанием подписи последнего. Указанные факты, по мнению истца, свидетельствуют о нарушении ответчиком требований закона, поскольку иные должности, кроме начальника отделения, истцу не предлагались. Кроме того, истец обращает внимание на тот факт, что копия уведомления о предложении иной вакантной должности федеральной государственной гражданской службы УФССП по Самарской области от 28 апреля 2020 года содержит сведения о необходимости в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления направить в отдел государственной службы и кадров УФССП России по Самарской области заявление о согласии или несогласии с предложенной должностью. В данном уведомлении сведения о согласии или несогласии истца отсутствуют. Кроме того, поскольку истец ранее проходил военную службу в вооруженных силах СССР и имеет звание - майор, к нему должны применяться требования по возрасту, установленные ч. 1 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которым в отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения составляет 63 года. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 2019 года №615 «О соотношении специальный званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников» воинское звание майор соотносится со специальным званием сотрудников органов принудительного исполнения РФ — майор внутренней службы, что также свидетельствует о необходимости применения к истцу требований ч. 1 ст. 92 вышеуказанного закона.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) признать приказ №№ от 28 апреля 2020 года об увольнении истца незаконным, и обязать ответчика назначить истца на должность начальника отделения — старшего судебного пристава отделения судебных приставов Кошкинского района УФССП по Самарской области, обязать ответчика заключить с истцом контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения РФ с 1 мая 2020 года; 2) изменить запись в трудовой книжке истца за №№ от 30 апреля 2020 года, изложив ее в следующей редакции: «Прекращен служебный контракт, освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; 3) взыскать с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула с 20 апреля 2020 года по дату вынесения решения, и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Поляков В.Ю. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение которым удовлетворить его иск в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Полякова В.Ю., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года N328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В статье 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ дается определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно положениям частей 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
Квалификационные требования к должностям в органах принудительного исполнения предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ на службу в органы принудительного исполнения вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника.
Согласно ч. 2 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Согласно частям 4, 5, 6 ст. 19 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
2) допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения;
3) заключить с гражданином контракт без условия об испытании;
4) отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.
О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.
В силу п.1 ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из материалов дела видно, что истец - Поляков В.Ю. с 4 февраля 2003 года принят на государственную службу на должность судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов Кошкинского района Самарской области, что подтверждается копией приказа от 11 февраля 2003 года №№.
На основании приказа от 13 июля 2007 года №258 Поляков В.Ю. назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов Кошкинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области.
14 января 2020 года истцу вручено уведомление о том, что в связи с вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации" Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы.
В уведомлении от 14 января 2020 года указано, что занимаемая Поляковым В.Ю. должность будет сокращена. Разъяснено, что он вправе изъявить желание о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и проинформировать об этом руководителя до 29 февраля 2020 года, в этом случае пройти отбор и проверку на соответствие требованиям к должности сотрудника органов принудительного исполнения. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, при наличии возможности ему будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Также истцу указано на то, что при отсутствии должностей или в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, он будет освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не позднее 30 июня 2020 года.
Из материалов дела также следует, что Поляков В.Ю. обратился на имя директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации генерала-полковника внутренней службы ФИО1 с заявлением 17 января 2020 года, в котором выразил желание о поступлении на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов Кошкинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области.
Как следует из материалов дела, у Полякова В.Ю. не выявлено заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, что подтверждается медицинским заключением от 10 марта 2020 года.
Согласно заключению о профессиональной пригодности от 6 марта 2020 года №№ Поляков В.Ю. рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности).
Также не установлено препятствий к поступлению истца на службу в органы принудительного исполнения по результатам проверки уровня физической подготовки от 28 февраля 2020 года.
30 марта 2020 года Полякову В.Ю. вручено уведомление с предложением должности начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов Кошкинского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, однако, впоследствии выявлено, что Поляков В.Ю. не соответствует требованиям по возрасту, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения.
В связи с указанным 28 апреля 2020 года истцу вручено уведомление, в котором ему предложены вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, от которых истец отказался.
28 апреля 2020 года приказом руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области № № контракт с Поляковым В.Ю. расторгнут, с 30 апреля 2020 года он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов Кошкинского района УФССП по Самарской области по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно военному билету ГЛ № № Полякову В.Ю. в период прохождения военной службы присвоено воинское звание майор.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что истец достиг предельного возраста 60 лет, а данное обстоятельство исключает возможность назначения истца на службу в органы принудительного исполнения, при этом, воинское звание не является специальным званием, в смысле определенном ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ, поэтому соответствующие исключения из общего правила на истца не распространяются.
Также отказывая в удовлетворении исковых требований Полякова В.Ю., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд с иском об оспаривании приказа об увольнении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поскольку об увольнении истцу стало известно 29 апреля 2020 года при ознакомлении с приказом об увольнении, однако, иск в суд он предъявил 17 сентября 2020 года, заведомо зная о предполагаемом нарушении своих прав. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска им срока.
С учетом необоснованности требований истца о незаконности его увольнения не подлежат удовлетворению также требования производные от указанных – о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы жалобы о том, что воинское звание - майор приравнивается к специальным званиям, присваиваемых лицам, проходившим службу в федеральных органах исполнительной власти, поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в связи с тем, что основаны на неверном толковании норм права.
В силу положений ст. 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
Исходя из того, что Поляков В.Ю. проходил военную службу, то он не относится к категории лиц, проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий в соответствии с положениями ч.1 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока исковой давности, поскольку истцом пропущен срок исковой давности в связи с принятыми на территории Самарской области ограничительных мер, связанных с противодействием распространению на территории области коронавирусной инфекции, не могут быть приняты во внимание, с учетом того, что 28 апреля 2020 года истец ознакомлен ответчиком с уведомлением, в котором ему предложены вакантные должности, и с приказом об увольнении, в связи с чем в случае его несогласия с приказом об увольнении имел возможность обратиться посредством почты в суд с иском о защите нарушенных прав. Доказательств того, что у истца имеются хронические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма, хроническая болезнь почек, онкологические заболевания), а также перенесен инфаркт или инсульт, в связи с чем необходимо было соблюдать режим самоизоляции, также не представлено.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст.330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Железнодорожного районного суда города Самары от 18 декабря 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Полякова В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -