Дело № 2-63/2023
УИД 14RS0031-01-2023-000129-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Депутатский 02 августа 2023 года
Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Москвитиной М.Р., при секретаре судебного заседания Фокиновой А.А., с участием и.о. прокурора Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) Афанасьева А.И., представителей ответчика акционерного общества «Саханефтегазсбыт» по доверенности ФИО9 и ФИО10., рассмотрев посредством видеоконференц-связи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Саханефтегазсбыт» о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на длительное неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений Ленского управления Ростехнадзора № от 11 февраля 2022 года, просила возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности, указанные в предписании, а именно: обеспечить проведение технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности всех резервуаров, отработавших нормативных срок службы, расположенных на территории Филаила Усть-Куйгинской нефтебазы АО «Саханефтегазсбыт» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить в Филиале Усть-Куйгинская нефтебаза «Саханефтегазсбыт» в процессе эксплуатации надлежащее техническое обслуживание и ремонт резервуаров с нарушением целостности основания, а именно: устранить имеющиеся многочисленные трещины, сколы в бетонном основании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить в Филиале Нижнеянская нефтебаза АО «Саханефтегазсбыт» в процессе эксплуатации надлежащее техническое обслуживание и ремонт резервуаров с нарушением целостности основания, а именно: устранить имеющиеся многочисленные трещины, сколы в бетонном основании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу; принять меры по обеспечению достоверности сведений характеризующих опасные производственные объекты, а именно включить полные и достоверные данные по объёмам и году ввода в эксплуатацию резервуаров РВС-3000, РВС-2000, РВС-1000, РВС-700, РВС-400, РВС-200 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; принять меры по включению в государственный реестр опасных производственных объектов полных и достоверных сведений, характеризующих ОПО «Площадка нефтебазы Нижнеянская» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании и.о. прокурора района Афанасьев А.И. исковые требования поддержал, ссылаясь на длительность неисполнения ответчиком требований предписания, а также то, что указанные нарушения могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе работников нефтебазы, и угрожают экологической безопасности района, просил удовлетворить иск в полном обьеме.
Представители ответчика по доверенности ФИО10 и ФИО9 в судебном заседании с исковыми требованиями согласились частично, наличие указанных в предписании Ленского управления Ростехнадзора нарушений не оспаривают, но, ссылаясь на наличие обстоятельств, затрудняющих устранение выявленных нарушений в указанный прокуратурой срок, просят предоставить срок для устранения нарушений, изложенных в п. 1, 2 предписания в отношении филаила «Усть-Куйгинская нефтебаза» до конца 2025 года; пунктов 3,4,5 предписания в отношении филаила «Нижнеянская Нефтебаза» до конца 2026 года.
В обоснование своих доводов пояснили, что в отношении Усть-Куйгинской нефтебазы заключено концессионное соглашение, в рамках которого проводятся работы по полной реконструкции нефтебазы и приведению ее в полное соответствие с требованиями промышленной, противопожарной и экологической безопасности. В данный момент осуществляется разработка проектной документации, в которой предусмотрена полная замена старых резервуаров на новые, соответствующие требованиям законодательства. На данный момент все резервуары, которые полностью не соответствуют требованиям безопасности, выведены из эксплуатации, в отношении тех резервуаров, которые в этот зимний период будут работать проведена техническая экспертиза и проводится работа по их ремонту. Разработка проектной документации завершится в этом году, в 2024 году будет заменена половина резервуаров, а в 2025 году вторая половина, в связи с этим просят установить срок устранения нарушений по Усть-Куйгинской нефтебазе до конца 2025 года. По Нижнеянской нефтебазе также заключено концессионное соглашение, но работа по ней будет проводиться после Усть-Куйгинской нефтебазы, в связи с чем, просят установить срок устранения нарушений по Нижнеянской нефтебазе до конца 2026 года. По поводу сведений характеризующих ОПО также пояснили, что проектная документация на нефтебазу отсутствует, при правопреемстве от предыдущего собственника, АО «Саханефтегазсбыт» данные документы не передавались. Восстановление проектной документации не возможно в связи с чем, необходимо разрабатывать документацию на техническое перевооружение площадки нефтебазы, что потребует значительных временных затрат. Кроме того, экспертиза промышленной безопасности подразумевает проведение ремонта, который может быть проведен только в летний период, материалы для осуществления ремонта могут быть завезены только зимником. Одновременно все резервуары вывести на экспертизу невозможно, так как в таком случае район, которые обслуживаются данной нефтебазой, останется без топлива. Поэтому срок, указанный прокуратурой для устранения нарушений, физически является неисполнимым. Также, отметили, что в связи с тем, что учредителем АО «Саханефтегазсбыт» является Правительство Республики Саха (Якутия), они вынуждены соблюдать требования федерального закона о закупках товаров, работ и услуг в котором также имеются свои процедурные сроки.
Представитель третьего лица Ленского управления Ростехнадзора, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины отсутствия суду не сообщил, в связи с чем, в соответствии ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из преамбулы Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) следует, что настоящий закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к названному Федеральному закону.
Промышленная безопасность производственных объектов, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (далее, ОПО) обязана, в том числе: соблюдать требования федерального законодательства, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования безопасности ОПО; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО, в установленные сроки и по предъявленному в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальных органов.
В силу ст. 16 Федерального закона № 116-ФЗ, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности, а на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, - подразделениями этих федеральных органов исполнительной власти.
В данном случае, такой контроль осуществляет территориальный орган Ростехнадзора – Ленское управление Ростехнадзора.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ, организация, руководитель организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471 утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, согласно которым опасные объекты должны быть зарегистрированы в реестре собственником или лицом, владеющем объектами на ином законном основании.
Данные требования обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (пункт 3 Требований от 30 ноября 2020 года № 471).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ, экспертизе промышленной безопасности подлежат в том числе, документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В силу п. 261 Норм и Правил в области промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 № 529, технические устройства, оборудование и резервуары, отработавшие срок службы, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ. Эксплуатация технических устройств, оборудования, резервуаров с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается.
Пункт 262 Норм и Правил № 259 предусматривает, что все технические устройства, эксплуатируемые на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов, должны иметь паспорта организации-изготовителя, сертификаты или декларации соответствия требованиям технических регламентов, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или заключение экспертизы промышленной безопасности.
Процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности регламентируют Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденные приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 № 420.
В соответствии с п. 35 указанных Правил, с учетом изменений, внесенных Приказом Ростехнадзора от 13 апреля 2022 года № 120, заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): 1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности; 2) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья и жизни граждан, окружающей среды, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом экономической деятельности акционерного общества «Саханефтегазсбыт» является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (код ОКВЭД – 47.30). Дополнительными видами экономической деятельности Общества в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (код ОКВЭД-46.71), торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин (код ОКВЭД-46.71.2), хранение и складирование нефти и нефтепродуктов (код ОКВЭД – 52.10.21).
АО «Саханефтегазсбыт» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности на основании лицензии № от 04 октября 2007 года, выданной Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия).
На территории Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) АО «Саханефтегазсбыт» имеет филиалы: Усть-Куйгинская нефтебаза АО «Саханефтегазсбыт», расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Янский район, пос. Усть-Куйга, ул. Нефтяников, д. 12 и Нижнеянская нефтебаза АО «Саханефтегазсбыт», расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Янский район, пос. Нижнеянск.
11 февраля 2022 года государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора Дехтярь Н.А. в адрес АО «Саханефтегазсбыт» было вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений.
На площадке нефтебазы «Усть-Куйгинская»:
Не обеспечено проведение технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности резервуаров, отработавших нормативный срок службы, а именно: всех резервуаров, расположенных на территории нефтебазы;
Не обеспечивается в процессе эксплуатации надлежащее техническое обслуживание и ремонт большого количества резервуаров, нарушена целостность основания, а именно: имеются многочисленные трещины, сколы в бетонном основании. Существует возможность поступления атмосферных осадкой под основание.
На площадке нефтебазы «Нижнеянская»:
Не обеспечивается в процессе эксплуатации надлежащее техническое обслуживание и ремонт большого количества резервуаров, нарушена целостность основания, а именно: имеются многочисленные трещины, сколы в бетонном основании. Существует возможность поступления атмосферных осадкой под основание.
При осуществлении идентификации представлены недостоверные сведения характеризующие ОПО, а именно отсутствуют данные по объёмам и годы ввода в эксплуатацию резервуаров РВС-3000 отсутствует 35 ед., РВС-2000 отсутствует 9 ед., РВС-1000 отсутствует 1 ед., РВС-700 отсутствует 3 ед., РВС-400 отсутствует 2 ед., РВС-200 отсутствует 2 ед.
В сведениях, характеризующие ОПО «Площадка нефтебазы Нижнеянская» внесены недостоверные сведения по техническим устройствам и сооружениям (характеристика технических устройств, технологических трубопроводов, технологического оборудования слива-налива нефтепродуктов, дата ввода в эксплуатацию, инвентарные номера, и др.).
Вышеперечисленные нарушения предписано устранить до 01 октября 2022 года.
Данное предписание АО «Саханефтегазсбыт» в установленном законом порядке не оспорено и подлежало исполнению в срок, установленный надзорным органом.
На основании поручения прокуратуры республики от 18 мая 2023 года №, прокуратурой Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) была проведена проверка устранения нарушений требований промышленной безопасности, указанных в предписании Ленского управления Ростехнадзора, по результату которой установлено, что АО «Саханефтегазсбыт» вышеуказанные нарушения не устранены, предписание Ленского Управления Ростехнадзора от 11 февраля 2022 года № не исполнено, что подтверждается информацией директора Нижнеянской нефтебазы № от 19 июня 2023 года и информацией и.о. директора Усть-Куйгинской нефтебазы № от 19 июня 2023 года, письмом Ленского управления Ростехнадзора № от 30 января 2023 года в адрес прокурора Республики Саха (Якутия).
Доказательств выполнения требований предписания, указанных в иске, ответчиком не представлено.
Не исполнение требований предписания может привести к аварийным ситуациям на опасных производственных объектах «Площадка нефтебазы Усть-Куйгинская» и «Площадка нефтебазы Нижнеянская», создает угрозу жизни и здоровью граждан, травматизма на предприятии, а также угрозу причинения вреда окружающей среде.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание все имеющиеся доказательств по делу, характер выявленных нарушений, учитывая, что требования, изложенные в исковом заявлении, направлены на предотвращение возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среде, исковое заявление подлежит удовлетворению.
Предъявление требований, направленных на обеспечение промышленной безопасности, то есть достижение состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий является обоснованным, поскольку данные требования направлены на реализацию прав граждан по защите жизни и здоровья, а также на защиту окружающей среды.
Вместе с тем, принимая во внимание характер выявленных нарушений и объем необходимых работ, условия транспортной логистики, а также особые климатические условия, а именно невозможность проведения ремонтных работ в зимний период при низких температурах, суд, считает, что указанный прокурором района срок для исполнения решения суда, является недостаточным.
При этом, суд также учитывает, что ответчик не представил суду достаточных доказательств, обосновывающих необходимость установления срока для устранения выявленных нарушений по п. 1,2 требований в отношении филиала Усть-Куйгинская нефтебаза» до конца 2025 года, по п. 3,4,5 в отношении филиала «Нижнеянская нефтебаза» до конца 2026 года и объективно подтверждающих невозможность устранения выявленных нарушений в более короткие сроки.
При таких обстоятельствах, учитывая что для устранения выявленных нарушений требуются существенные финансовые затраты, значительный объем времени и работ, в том числе разработка и подготовка технической документации, учитывая специфику работ которые необходимо провести, особые климатические условия, препятствующих выполнению работ по ремонту ОПО в зимнее время, с учетом требования разумности и в целях соблюдения балланса интересов сторон, суд считает необходимым установить срок устранения допущенных ответчиком нарушений по п. 1, 4, 5 требований, изложенных в исковом заявлении, - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; по п. 2, 3 требований, - в течение одного года шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Данный срок является разумным, исполнимым ответчиком и достаточным для выполнения всех необходимых работ. Установление более короткого срока с учетом вышеперечисленных обстоятельств является недостаточным и объективно неисполнимым, а установление более длительного срока может привести к аварийным ситуациям на опасном производственном объекте, создать угрозу жизни и здоровью граждан, а также жизнедеятельности всего района.
Кроме того ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокуратуры Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Саханефтегазсбыт» о возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности, удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» (ИНН 1435115270) выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений промышленной безопасности, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений Ленского управления Ростехнадзора № от 11 февраля 2022 года, а именно:
обеспечить проведение технического диагностирования и экспертизы промышленной безопасности резервуаров, отработавших нормативных срок службы, а именно: всех резервуаров, расположенных на территории Филаила Усть-Куйгинской нефтебазы АО «Саханефтегазсбыт» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;
обеспечить в Филиале Усть-Куйгинская нефтебаза «Саханефтегазсбыт» в процессе эксплуатации надлежащее техническое обслуживание и ремонт резервуаров с нарушением целостности основания, а именно: устранить имеющиеся многочисленные трещины, сколы в бетонном основании в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
обеспечить в Филиале Нижнеянская нефтебаза АО «Саханефтегазсбыт» в процессе эксплуатации надлежащее техническое обслуживание и ремонт резервуаров с нарушением целостности основания, а именно: устранить имеющиеся многочисленные трещины, сколы в бетонном основании в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
принять меры по обеспечению достоверности сведений характеризующих опасные производственные объекты, а именно включить полные и достоверные данные по объёмам и году ввода в эксплуатацию резервуаров РВС-3000, РВС-2000, РВС-1000, РВС-700, РВС-400, РВС-200 в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;
принять меры по включению в государственный реестр опасных производственных объектов полных и достоверных сведений, характеризующих опасные производственный объект «Площадка нефтебазы Нижнеянская» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья М.Р. Москвитина
Решение изготовлено в окончательной форме: 02 августа 2023 года.