Мотивированное решение изготовлено
07.10.2022
Дело № 2-6518/2022
66RS0001-01-2022-006090-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Овчаренко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ким Татьяны Вячеславовны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 об оспаривании законности увольнения, восстановлении на работе,
У С Т А Н О В И Л:
Истец проходила государственную гражданскую службу в должности главного специалиста отдела по выявлению, устройству граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства, контролю за деятельностью опекунов и попечителей Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26.
Приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 от 30.05.2022 №, истец была уволена в связи с утратой доверия на основании пунктов 1 и 2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Истец, полагая, что увольнение является незаконным, просила:
- признать незаконным Приказ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 от 30.05.2022 № об увольнении Ким Т.В.;
- восстановить Ким Т.В. в прежней должности.
В судебном заседании истец, ее представитель, требования иска поддержали по предмету и основаниям, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика требования иска не признал, в иске просил отказать.
Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что истец проходила государственную гражданскую службу в должности главного специалиста отдела по выявлению, устройству граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства, контролю за деятельностью опекунов и попечителей Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26.
Приказом Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 от 30.05.2022 №, истец была уволена в связи с утратой доверия на основании пунктов 1 и 2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основанием увольнения явились: доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Ким Т.В. за 2018-2020 годы, соблюдения ограничений, запретов и требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов от 26.05.2022; протокол от 27.05.2022 № 26 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Свердловской области и урегулированию конфликта интересов в Управлении социальной политики № 26 от 27.05.2022 с учетом материалов, представленных <адрес> г. Екатеринбурга об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции от 24.05.2022 № 02-39-2022.
Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности; вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Предусмотрев, что государственный гражданский служащий подлежит увольнению на основании пунктов 1 и 2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой доверия, федеральный законодатель в статье 59.3 того же Федерального закона установил порядок применения данного взыскания.
В силу данной статьи и в соответствии с правовыми актами, регламентирующими процедуры подготовки решений о досрочном увольнении государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия (Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065; Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и др.), увольнение возможно лишь на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1); при применении взыскания учитывается характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Указанными процедурами, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, по представлению полных и достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений.
Порядок увольнения истца соблюден. Послужившая основанием к увольнению Ким Т.В. проверка достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральными государственными служащими, проведена с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, утвердившего соответствующее Положение.
Основанием для осуществления проверки послужила достаточная информация, представленная 27.04.2022 в письменном виде в установленном порядке работником федерального государственного органа, на которого возложены обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений – начальником отдела государственной гражданской службы и кадров, правовой и организационной работы (п.27 Положения).
Решение о проведении проверки принято компетентным должностным лицом в соответствии с имеющимися у него полномочиями, а именно начальником Управления, путем проставления письменной резолюции от 28.04.2022 на служебной записке.
28.04.2022 Ким Т.В. уведомлена о том, что в отношении нее принято решение о проведении проверки достоверности предоставления ею сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ей разъяснено право на получение информации по интересующим ее вопросам.
Проверка проведена в срок, предусмотренный п. 12 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.09 N 1065, который не превышает 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Согласно п.28 Положения, по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений: а) о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы; б) об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности; г) о применении к государственному служащему мер юридической ответственности; д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Доклад о результатах проверки от 26.05.2022 содержал сведения о том, что Ким Т.В., в нарушение требований ст.20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в справках о доходах не отражены сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся в пользовании, а именно: семья Ким Т.В. фактически проживала по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, на основании договора коммерческого найма от 10.12.2017. Таким образом, справки о доходах, представленные Ким Т.В. за 2018, 2019, 2020 годы, содержат недостоверные сведения.
Дополнительно выявлен факт личной заинтересованности при заключении договора коммерческого найма с попечителем <ФИО>4, в отношении которого Ким Т.В., как специалист органа опеки и попечительства, с 2016 года исполняла контрольные функции; о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Управлении не уведомила, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов не предприняла.
Доклад содержал рекомендацию по представлению материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно п.31 Положения, должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы; б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы; в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности; г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Состав Комиссии был утвержден приказом Территориального органа от 28.04.2022 № в соответствии с требованиями ст.59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Заседание Комиссии 27.05.2022 проводилось в присутствии гражданского служащего Ким Т.В.
Комиссией установлено, что Ким Т.В., в нарушение требований ст.20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи за 2018-2020 годы предоставляла заведомо недостоверные сведения, а именно не отражала сведения об объектах недвижимого имущества, находящиеся в пользовании по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>; в нарушение требований ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Ким Т.В. уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Управлении социальной политики № 26 не подавала, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов не предпринимала: конфликт интересов выражается в личной заинтересованности Ким Т.В. в использовании на протяжении длительного периода, с 2017 года, жилого помещения опекаемого <ФИО>5 на договорных условиях по цене ниже рыночной, а также без оплаты за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.3 ст.59.3 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.
Таким образом, взыскание по нарушениям за предоставление заведомо недостоверных сведений о доходах за 2018 год, совершенных Ким Т.В., не рассматриваются в связи с истечением срока давности.
Комиссией было решено рекомендовать начальнику Управления социальной политики № 26 применить к Ким Т.В. взыскание, предусмотренное пунктами 1 и 2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за непринятие государственным гражданским служащим Свердловской области мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за предоставление заведомо недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, освободив Ким Т.В. от замещаемой должности и уволив с государственной гражданской службы Свердловской области в связи с утратой представителем нанимателя доверия к государственному гражданскому служащему Свердловской области на основании п.1.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 30.05.2022.
За указанное решение члены комиссии проголосовали единогласно.
Решение комиссии оформлено протоколом заседания.
Государственная гражданская служба как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.15 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Согласно п.4 ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности, указанные в п. п. 1 - 3 настоящей части.
Как указано в п. п. 1, 5, 6 ч.1 ст.18 Закона № 79-ФЗ, гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно на высоком профессиональном уровне; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для государственных служащих.
Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регулируется Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №.
Установлено, что истец замещала должность, которая включена в Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные и государственные служащим обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруга) и несовершеннолетних детей.
С учетом положений ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ действия истца были обоснованно квалифицированы как коррупционное правонарушение.
Довод истца об отсутствии умысла на предоставление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не может быть принят во внимание, поскольку мотивы и цель данных поступков не имеют правового значения для наступления соответствующей ответственности государственного служащего.
Довод истца о том, что факт аренды не ухудшал положение несовершеннолетнего ребенка и опекуна, и не уменьшал стоимости имущества ребенка, также не имеет правового значения для наступления соответствующей ответственности государственного служащего, поскольку законодатель вменил гражданским служащим декларировать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 4 ст. 6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37, ч. 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий.
При доказанности факта совершения гражданским служащим действий, которые должны квалифицироваться как предоставление заведомо недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по смыслу действующей в настоящее время нормы п.2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», контракт с гражданским служащим подлежит расторжению, а гражданский служащий увольнению.
Применение других мер ответственности (в том числе, с учетом положительных характеристик служащего и длительной предшествующей добросовестной службы) в данном случае невозможно, поскольку действующий закон не предоставляет руководителю права избрания для такого служащего иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком была соблюдена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения; соблюден срок привлечения, предусмотренный ч.3 ст.59.3 Федерального закона № 79-ФЗ; факт проступка нашел подтверждение в судебном заседании.
Согласно ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Поскольку истец ознакомилась с приказом об увольнении 30.05.2022, а с иском в суд обратилась 30.06.2022, что следует из почтового штемпеля на конверте, срок давности обращения в суд ею не пропущен.
Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении ее требований по существу спора, но не в связи с пропуском срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 26 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░